Дочь за отца: первая премьера в «Современнике» без Галины Волчек

Виктория ПЕШКОВА

30.01.2020

Евгений Арье поставил пьесу французского драматурга Флориана Зеллера «Папа» как некую «экстраполяцию» на наше время шекспировской трагедии о постаревшем короле и его выросших дочерях.

Что происходит с человеком, когда его начинают оставлять силы — физические, и, что еще горше, умственные? Кем становится он сам и какие метаморфозы могут произойти с самыми близкими ему людьми?

«Современник», как всегда, держит руку на пульсе. Еще лет пять — семь тому назад тема, поднятая в пьесе Зеллера, затрагивала ничтожно малое количество наших сограждан: устроить престарелых родственников в достойное заведение могли себе позволить очень немногие. Государственных учреждений этого профиля в достаточном количестве как не было, так и нет. Зато частные растут как грибы после дождя, причем отнюдь не только для сверхсостоятельных клиентов. Сияющие от счастья старички и старушки, излучающие заботу сиделки — на такие пасторальные рекламные картинки натыкаешься раз десять за день, а то и больше. Вашим близким гарантируют райские условия 24/7, а вам самим возможность жить, как жили — строить карьеру, гнаться за славой, ловить удовольствия. И все это без малейших угрызений совести, ведь вы же сделали для родного человека все, что могли. Все ли? 

Вокруг этого каверзного вопроса и выстроена пьеса молодого француза, на которого не так давно респектабельная The Guardian водрузила лавры «самого яркого драматурга нашего времени». Британские театральные мэтры уже успели номинировать ее на несколько престижных профессиональных премий, уровня UK Theatre Awards и Evening Standard Theatre Awards, а у себя на родине Флориан Зеллер удостоился за нее самого «Мольера». Ставят «Папу» по обе стороны Атлантики и даже в Японии, где старость испокон веку была окружена ореолом благоговения и почитания (видно, и в тамошнем «королевстве» не все ладно). В России первооткрывательницей этой пьесы стала неутомимая Анна Бабанова — главный режиссер Норильского драматического театра, самого северного в нашей стране. Спектакль был с успехом показан норильчанами на московских гастролях в начале нынешнего сезона. И вот премьера в «Современнике», которой суждено было стать рубежной…

Галине Волчек пьесу предложил Евгений Арье, создатель и бессменный руководитель знаменитого театра «Гешер» в Тель-Авиве. У себя в театре он поставил другую пьесу Зеллера — «Мама» (трилогия включала еще и «Сына», но, говорят, что уже появилась четвертая пьеса). С этим режиссером «Современник» сотрудничает не первый раз. Спектакль «Враги. История любви», удостоенный в своей время «Золотой маски» за лучшую режиссуру, до сих пор идет при переполненном зале, и билетами на него нужно запасаться заблаговременно.


— Это не просто постановка в память о Галине Борисовне, — признается Евгений Арье. — Это и ее спектакль тоже, она соавтор того, что у нас получилось. Люди стараются как можно меньше говорить о смерти, но мне кажется, что, чем продолжительнее становится человеческая жизнь — наши предки жили намного меньше нас, — тем важнее становится эта тема. Но я предпочитаю разговаривать со зрителем не о каких-то «глобальных» вещах в масштабах всего человечества, а об очень конкретных проблемах, от которых никто не застрахован. Я ставил этот спектакль для Галины Борисовны, и когда в самый разгар работы она покинула нас, это было очень тяжело. В какой-то момент я даже засомневался, смогу ли продолжать репетировать, зная, что она уже не придет в зал и не увидит, что же у нас в конце концов получилось.

— Если бы не наши репетиции, полные взаимных талантов и смыслов, — считает завлит «Современника» Евгения Кузнецова, — мы бы не выдержали ухода Галины Борисовны. Она всегда говорила в сложных ситуациях: «Хватит болтать. Если есть что сказать, идите и доказывайте на сцене». Доказали. Все вместе. 

Жанр спектакля заявлен как трагифарс, но, по сути, речь о подлинной трагедии, практически античного размаха, «упакованной» в абсолютно житейскую ситуацию. И не важно, как именно называется недуг, поработивший главного героя, — старческая деменция, болезнь Альцгеймера или Паркинсона, — важно, что жить, как прежде, уже не могут ни он, ни его дочь. Андрэ остается один на один с самим собой. Со своей памятью, которая потихоньку начинает изменять, со своим сознанием, готовым в любой момент перепутать реальное с ирреальным. Харизматичного Сергея Гармаша зритель привык видеть в ролях сильных, знающих себе цену мужчин. А тут его герой не просто слаб и беспомощен — он на глазах превращается в ребенка, которому все невозможнее отстаивать свою личностную независимость. Актер так точен в реакциях, что забываешь, где находишься.

Дочь Андрэ Анну очень хочется понять и оправдать. Она не может бросить работу, чтобы самой ухаживать за отцом. Отказаться от права на счастье — не уехать за любимым мужчиной в другую страну — страшно. Она любит отца, как может. И он ее любит. Но они, как два дикобраза: слишком близко — колется, слишком далеко — холодно. Виктория Толстоганова не выносит окончательного приговора своей героине — не судите, да не судимы будете. Тем более, что сам драматург запутывает эту историю до предела, перемешивая, как в калейдоскопе, возможные сценарии развития событий от самого благополучного до самого трагичного. Сиделка может оказаться ангелом во плоти, а может и фурией. Муж дочери — мерзким негодяем или великим терпеливцем. И эти замысловатые переплетения — не драматургический ход ради «усложнения» достаточно простого сюжета, а слепящей яркости доказательство того, что один сценарий может превратиться в диаметрально противоположный буквально в считанные минуты, если у кого-то сдадут нервы. Мир семьи хрупок. И держится он, возможно, даже не на любви, а на сострадании. Спектакль «Современника» — веская причина вспомнить это полузабытое слово.

«Папа»
Флориан Зеллер
«Современник»
Режиссер: Евгений Арье
Сценография: Николай Симонов
Художник по костюмам: Мария Данилова
В ролях: Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова / Мария Аниканова, Олег Феоктистов, Янина Романова, Дарья Белоусова, Сергей Гирин

Фото на анонсах: Сергей Ведяшкин / АГН «Москва».