Девятый месяц министра Мединского

Георгий ПЕТРОВ

14.02.2013

Не успела Государственная дума РФ принять в первом чтении законопроект о ежегодном представлении доклада правительства о состоянии российской культуры, как 13 февраля в ее стены пожаловал Владимир Мединский.

Формально выступление министра культуры перед депутатами в рамках «правительственного часа» не было связано с принимаемым документом, но по сути стало досрочным исполнением части его положений.

Оперативность работы главы Минкультуры обнадеживает. Так, еще за сутки до выступления в парламентских стенах на сайте думского Комитета по культуре появились ответы на ряд письменных вопросов, поступивших к «правительственному часу». В них Владимир Мединский в очередной раз обозначил приоритеты министерства, а также стратегические направления работы. В частности, была высказана позиция по вопросу о необходимости разработки и принятия нового базового федерального закона о культуре. По мнению министра, ранее представленная в Думу редакция законопроекта требует существенной доработки, которой «должно предшествовать публичное обсуждение концепции развития культуры».

Среди других опубликованных ответов Мединского довольно любопытно отношение Минкультуры к законодательной инициативе об установлении административной ответственности за употребление нецензурной брани в СМИ, кино, театре, книгах и так далее (колумнисты «Культуры» обсуждают эту тему на полосе «Авторское право»). По мнению министра, инициатива «заслуживает поддержки с точки зрения ее этического и нравственного смысла и в то же время представляется неоднозначной в представлении культуролога или искусствоведа». А потому использование нецензурной лексики «не может стать препятствием к демонстрации и экспонированию произведений, поскольку зачастую она является средством выразительности в ряде направлений и произведений современного искусства, таких как «новая драма», «артхаус».

В Госдуме, отвечая на вопросы депутатов, Мединский вернулся к теме нравственного провала российского телевидения. И хотя глава Минкультуры оговорился, что эта проблема в большей степени относится к сфере иного ведомства — Минкомсвязи, но сам он разделяет опасения депутатов. Более того, «у себя дома почти все телеканалы заблокировал, чтобы дети не смотрели». Еще одна тема запретов, прозвучавшая в ходе «правительственного часа», коснулась активно продвигаемой Госдумой всесторонней борьбы с курением. Полностью поддержав эту законодательную инициативу, Мединский подчеркнул, что, по его мнению, «во вновь создаваемых кинофильмах и телефильмах вообще не надо показывать сцен курения». Это вызвало критическое замечание главы Комитета по культуре кинорежиссера Станислава Говорухина, резонно задавшего вопрос: «Что, в окопах Сталинграда бойцы не будут курить?» Впрочем, как известно, в принятом Думой антитабачном законе допускаются сцены с курением, являющиеся «неотъемлемой частью художественного замысла».

Помимо озвученных проблем в своем общении с депутатами министр культуры также коснулся таких тем, как инициируемая им возможность отмены визового режима для иностранцев, приезжающих в Россию на значимые международные мероприятия, а также для транзитных туристов (на 10 и 3 суток соответственно). Касаемо проблемы так называемой «Библиотеки Шнеерсона» («Культура» рассказывала об этом в №3, 25-31 января 2013 г.), Мединский в очередной раз высказался категорически против передачи этой коллекции иудейской хасидской общине США.

Ну и, наконец, особое внимание в ходе «правительственного часа» было уделено проблеме расходования бюджетных средств в сфере культуры. На эту тему с отдельным докладом выступил аудитор Счетной палаты Сергей Агапцов. По его словам, за период с 2010 по 2011 год их ведомством были выявлены нарушения в расходовании бюджетных средств на культуру на сумму 8,7 миллиарда рублей. Между тем деятельность Минкультуры за последние неполные 9 месяцев (время деятельности Владимира Мединского на посту его главы), впервые за историю современного российского парламентаризма, одобрили все фракции. Включая оппозиционные. Это не может не обнадеживать.