Хасидский вопрос — реальный ответ

Владимир БУКАРСКИЙ, политолог, публицист

25.01.2013

В РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ отношениях появилось новое яблоко раздора — коллекция древнееврейских книг и рукописей, известная как «библиотека Шнеерсона». В это уникальное собрание, принадлежавшее шестому любавическому ребе (титул духовного главы иудейского хасидского движения «Хабад») Йосефу Ицхоку Шнеерсону, входят около 12 тысяч книг и 50 тысяч документов, в том числе 381 манускрипт.

После Октябрьской революции коллекция Шнеерсона была национализирована советской властью, однако часть ребе сумел переправить в Польшу (во время немецкой оккупации она была вывезена в Германию). После войны и эта часть возвратилась в Москву. С развалом СССР последователи Шнеерсона неоднократно пытались добиться передачи его коллекции движению «Хабад». В итоге 16 января 2013 года суд федерального округа Колумбия США обязал Россию выплачивать ежедневный штраф в размере 50 тысяч долларов в пользу этого движения. Судебное решение вызвало резко негативную реакцию российской стороны. Так, например, министр культуры Владимир Мединский назвал его «странным русофобским спектаклем».

На чьей же стороне правда в столь щепетильном вопросе? С одной стороны, любавические хасиды имеют полное моральное и историческое право на эту коллекцию. Она собиралась хасидской общиной на протяжении многих поколений. Каждый из ее томов или манускриптов имеет важнейшее значение для этого религиозного направления. И если православная общественность России выступает за возвращение Церкви отнятых у нее церковных зданий и предметов культа, то такое же право на возвращение незаконно отнятого имеют и представители иудейских (равно как мусульманских и буддистских) религиозных общин.

Но с другой стороны, коллекция Шнеерсона представляет собой и неотъемлемую часть российского культурного наследия. Многовековой религиозный центр движения «Хабад» — местечко Любавичи — находилось и находится на территории России. Россия дважды спасала коллекцию Шнеерсона от исчезновения или уничтожения — в первый раз во время Первой мировой войны, когда Любавичи оказались в районе боевых действий, а во второй — когда Советский Союз разгромил гитлеровскую Германию и спас от полного уничтожения не только книги Шнеерсона, но и все европейское еврейство.

Проблема передачи коллекции Шнеерсона любавическим хасидам имеет и внешнеполитический подтекст. Хасидизм — крайне авторитарное религиозное течение, авторитет любавических ребе может быть сравним с авторитетом римского папы в католицизме. Вся жизнь ребе Йосефа и все предметы его обихода, вплоть до одежды и личных вещей, обладают для хасидов ореолом святости. Более того, седьмого (и последнего) любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона (зятя создателя коллекции) многие хасиды считают — ни больше ни меньше — машиахом (мессией). А потому можно с уверенностью сказать, что эти люди никогда не отступятся от идеи возвращения коллекции Шнеерсона — идеи, которая для них имеет поистине религиозное значение.

После принятия «акта Магнитского» и ответного «закона Димы Яковлева» российско-американские отношения переживают период очередного кризиса. В этих и без того непростых условиях — налицо попытки добавить в спор между Москвой и Вашингтоном антисемитскую приправу, представить Россию страной, враждебно относящейся ко всему мировому еврейству. Такое уже было в начале XX века, когда Российской империи создавался имидж «страны еврейских погромов», и в 70-х годах, когда, якобы в ответ на препятствия для выезда советских евреев, была принята знаменитая дискриминационная поправка Джексона-Вэника.

На самом деле в вопросе о коллекции Шнеерсона вполне можно найти компромиссное решение. Например, можно передать собрание в библиотеку московской хасидской синагоги на Большой Бронной, с предоставлением последней статуса филиала Российской государственной библиотеки. Конечно же, совершенно недопустимым является вывоз какой-либо части коллекции Шнеерсона за пределы России. И тем более в урегулирование спора не должны вмешиваться США или какие-либо иные третьи стороны. К слову, один из лидеров российских евреев раввин Зиновий Коган совершенно справедливо заметил: «Это американцы должны платить России 50 тысяч долларов плюс 1 доллар ежедневно за то, что советские солдаты спасли эти книги от фашистов, вывезли из поверженной нацистской Германии и передали в национальную библиотеку России, где они бережно хранятся и общедоступны».