Какие выставки смотреть в первый месяц весны: от Македонского до Агузаровой

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

02.03.2023

Материал опубликован во №2 печатной версии газеты «Культура» от 22 февраля 2023 года.

«Культура» представляет обзор выставок, которые стоит посетить в марте.

1. «НЕБЕСНОЕ ВОИНСТВО. ОБРАЗ И ПОЧИТАНИЕ»

Москва, Музеи Московского Кремля. С 17 марта по 20 августа

Масштабная экспозиция в выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы расскажет о представителях небесного воинства — святых воинах-мучениках, благоверных князьях и силах небесных. Зрителям покажут редкие и ценные вещи: например, храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями ангелов», который впервые за более чем 40 лет покинет иконостас Архангельского собора. Этот образ перенесет публику во времена Куликовской битвы, когда он был исполнен. Покажут и одну из древнейших домонгольских икон XI–XII веков с образом великомученика и победоносца Георгия. А еще редкую монету — «сребреник Ярослава», отчеканенный во времена Ярослава Мудрого: один из шести сохранившихся в мире.

Экспозиция затронет и тему заступничества, отразившуюся в придворном церемониале и государственной символике. Пример тому — редкие образцы первого военного ордена России, ордена святого Александра Невского. Образ этого святого — как и образ Дмитрия Донского — в 1930–1950-е вернулся в официальное советское искусство, поначалу избегавшее христианской тематики, и этому парадоксу будет посвящена финальная часть выставки.

2. TERRA COGNITA

Москва, галерея ARTSTORY. До 9 апреля

Проект, отправной точкой которого стала идея genius loci, эволюционировал в размышления о значимых для художников местах — «познанной земле», terra cognita. Куратор, искусствовед Анна Апресян собрала совершенно разных, но одинаково тонко чувствующих авторов. Одни — как Александр Кабин — хорошо знакомы постоянным посетителям галереи: художник из Северодвинска, ныне живущий под Ярославлем, складывает из картин пазл коллективного бессознательного. Его работы — словно подернутые дымкой времени — воссоздают образы, знакомые с детства: будь то детсадовский хоровод (картина с символичным названием «Движение по кругу») или изображение железнодорожной цистерны — когда словно слышишь грохот проносящегося мимо товарняка. Другие художники — как уроженец Алтайского края Евгений Кравцов — впервые выставляются в ARTSTORY. Произведения этого автора глубоко символичны: одинокий кружащийся лист; выщербленное деревенское окно — с пустыми банками и засохшими пучками лука на столе — и пожелтевшее поле за забором; следы ушедшей жизни. Художники размышляют не только о важных для себя местах, но и о времени — заставляя вспомнить бахтинский хронотоп: универсум, где одинаково значимы пространство и время. Но главное — именно хронотоп определяет образ человека, то есть нас самих.

3. «КОНСТАНТИН ФЕДОРОВИЧ БОГАЕВСКИЙ»

Санкт-Петербург, Государственный Русский музей. До 22 мая

Русский музей впервые показывает монографическую выставку Богаевского — поводом стало 150-летие со дня рождения художника. Ученик Айвазовского и Куинджи был одним из ярких представителей киммерийской школы: знойные пейзажи Крыма навсегда вошли в его сердце и выплеснулись на полотна. Конечно, это был Крым, символистский и мифологический, — та самая древняя Киммерия, которую воспевал его друг и соратник Максимилиан Волошин. Однако все дело в особенностях оптики: Богаевский обладал необычным зрением — умел распознавать вечное и поэтическое в бытовом и мимолетном.

На выставке можно увидеть около 40 произведений — из коллекции Русского музея и галереи KGallery. Большинство вещей показывают впервые — что особенно ценно, ведь многие работы не пережили потрясений XX века. Да и сам художник погиб в 1943-м в оккупированной Феодосии — своем родном городе, куда он неизбежно возвращался из европейских и российских столиц.

4. «БУХАРСКИЕ ЕВРЕИ: НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ»

Москва, Еврейский музей и центр толерантности. С 3 марта по 18 июня

Многие помнят снимок Сергея Прокудина-Горского, запечатлевшего мальчиков в разноцветных халатах, окруживших мудрого старца. В объектив мастера, путешествовавшего по Российской империи, попала группа бухарских евреев — особого еврейского субэтноса, представители которого жили в Средней Азии. Выставка расскажет об их истории и культуре: всего будет представлено около 200 экспонатов. Зрителям покажут ритуальные амулеты, предметы быта, украшавшие жилища, но главное — яркую красочную одежду: образцы ткачества и золотого шитья.

Исследователи считают, что этот еврейский субэтнос окончательно сложился в XVIII веке: российские путешественники впервые упоминают необычных жителей Средней Азии в эпоху Петра I. Однако бухарские евреи оказались в тех краях гораздо раньше: первые волны переселения относят еще ко временам до Рождества Христова. Как бы то ни было, в Российской империи бухарские евреи сыграли важную роль: они не только участвовали в торговле между Россией и странами Востока, но и занимались благотворительностью. И хотя впоследствии рассеялись по миру, сумели все же сохранить свою идентичность.

5. «АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. ПУТЬ НА ВОСТОК»

Казань, Центр «Эрмитаж — Казань». С 23 февраля по 8 октября

Александр Македонский — один из важнейших исторических деятелей, оказавший огромное влияние в том числе и на Россию. Известно, например, что Екатерина II — сама равнявшаяся на великого завоевателя — назвала в честь него внука, будущего императора Александра I. Восточный поход легендарного полководца тоже вошел в анналы, поскольку позволил Элладе значительно расширить свое влияние и распространить греческий язык и культуру. Некоторые отечественные исследователи даже уверяют, что Александр Македонский якобы добрался до сибирских широт — однако историки древности писали все-таки об Индии. Как бы то ни было, поход получился масштабным: Александр Македонский завоевал Персию, вторгся в Среднюю Азию и Индию и затем вернулся в Вавилон. Это заняло 10 лет и позволило царю стать во главе огромной державы.

Нынешняя выставка — настоящий хит Эрмитажа: ее уже показывали в Петербурге, а также в Амстердаме и Сиднее. Всего здесь около 400 экспонатов, посвященных масштабной эпопее. Можно увидеть не только памятники эллинизированного Востока, но также искусство классической Греции в период, предшествовавший Великому походу на Восток. А еще проследить трансформацию образа легендарного полководца сквозь века.

6. «СЕРГЕЙ БОРИСОВ»

Санкт-Петербург, KGallery. До 9 апреля

Классик российской фотографии в прошлом году отметил юбилей. Празднование проходило на двух московских площадках — в Мультимедиа Арт Музее и галерее Ruarts. Именно последняя предоставила для нынешнего проекта фотографии Борисова — чтобы и в Северной столице могли воссоздать дух «свингующих» 80–90-х, когда денег у богемы было мало, зато идей хватало с избытком.

В объектив Сергея Борисова попадали культурные деятели обеих столиц: от Виктора Цоя и Сергея Курехина до Жанны Агузаровой. И хотя Агузарова формально окончила восьмилетку в поселке Колывань, ее космический образ был рассчитан именно на столичную аудиторию. Сам фотограф при этом не был сторонним наблюдателем: звезды эстрады и андеграунда открывались Борисову, как своему. Отсюда — феноменально переданная атмосфера того времени, которая кажется удивительно живой и сегодня.

7. ЕВГЕНИЯ ШАДРИНА-ШЕСТАКОВА. «БЕЗ ТЕМЫ»

Новосибирск, Центр культуры ЦК19. До 26 марта

Сибирская художница прочно заняла свое место на культурной карте: ее произведения находятся в Новосибирском государственном художественном музее, участвуют в межрегиональных выставках. Но для Евгении Шадриной-Шестаковой эти маркеры успеха, кажется, не так уж важны. В новой персональной выставке она ускользает от определений — как и ее живопись, свободная от жестких рамок старых и новых школ. Подчеркнуто «пустое» название «Без темы» означает еще и приглашение зрителя к сотворчеству — когда смыслы можно формулировать вместе. А ведь мир, создаваемый художницей, крайне любопытен. Здесь чувствуется любовь к человеку, попытка услышать Другого — что бывает очень сложно. Попутно Евгения Шадрина-Шестакова решает и чисто живописные задачи — не только в портретах, но и в натюрмортах — и за этим процессом крайне интересно наблюдать. Возможно, это задача художницы: включить зрителя в процесс наблюдения, помочь ему пристально взглянуть на мир и ощутить себя немножко чужим. Но не тяготиться этим, а обнаружить в легком зазоре со Вселенной особое, чуть терпкое удовольствие.

8. «ЖВАНЕЦКИЙ И ГАБРИАДЗЕ. ЛИНИИ»

Санкт-Петербург, Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. С 6 по 26 марта

Два автора, для которых сложно подобрать определения — слишком широк и неординарен их талант. Что же у них общего? Возможно, природа их смеха — заразительного и в то же время прорывающегося сквозь горести и трудности нашей жизни. Михаил Жванецкий говорил, что в основе хорошего юмора лежит именно грусть: она его фундамент и шире — фон нашего бытия. Скорее всего, Резо Габриадзе, создатель знаменитого Тбилисского театра марионеток, а еще автор сценариев фильмов «Мимино» и «Кин-дза-дза!», мог бы присоединиться к этим словам.

Впрочем, объединяли их и биографические факты: общение, рождавшее сотворчество. Выставка, которая откроется в Театре им. В.Ф. Комиссаржевской 6 марта (она приурочена к 89-летию со дня рождения Михаила Жванецкого), представит диалог великого сатирика и выдающегося художника. Резо Габриадзе был прекрасным иллюстратором — как известно, вместе с Андреем Битовым он создал необычную пушкиниану. Кроме того, Габриадзе подарил миру рисунки, иллюстрировавшие устные и письменные миниатюры Михаила Михайловича и его рассказы. Эту изящную графику — как и рукописи книг Жванецкого, и редкие фотографии — можно будет увидеть на выставке. А еще в день ее открытия покажут спектакль из репертуара театра «В осколках собственного счастья» — по произведениям Михаила Жванецкого.

9. «ИЗ ХЛАДНОЙ ТЬМЫ НЕБЫТИЯ...»

Ростов-на-Дону, Ростовский областной музей изобразительных искусств. С 23 февраля по 27 марта

Ростовский областной музей изобразительных искусств предлагает вспомнить почти забытого художника Арменака Анопьяна. Он был сыном талантливого поэта и переводчика Серебряного века Оноприоса Анопьяна, переводившего на армянский русских и европейских поэтов, в том числе Михаила Лермонтова. К сожалению, собственные стихи Анопьяна-старшего не получили заслуженной славы — он даже не смог их издать, поскольку всю жизнь прожил в бедности. Сохранением наследия занимался его сын Арменак, появившийся на свет в Нахичевани-на-Дону (ныне Ростов-на-Дону). С детства любивший рисовать, он выбрал художественную стезю, пытался поступить во ВХУТЕМАС, но, потерпев поражение, не отчаялся: посещал студию известного баталиста Николая Самокиша в Симферополе. В начале 1930-х работал в Москве во «Всекохудожнике», в 1933-м из-за болезни отца вернулся в Крым. В конце 30-х участвовал в создании серии панно для Крымского павильона ВДНХ.

Затем в жизни художника началась черная полоса: в 1938-м он был арестован — суд оправдал его лишь два года спустя. В 1944-м вместе с другими армянами был выселен из Крыма — не помогло даже заступничество Мартироса Сарьяна. Арменака Анопьяна амнистировали только в 1956 году. Вернувшись в Ростов-на-Дону, он почти не писал. Все эти годы его работы — как личные документы и письма — бережно хранились в семье, и теперь с ценными артефактами можно ознакомиться на выставке в РОМИИ.

Фотографии: предоставлено Музеями Московского Кремля; на анонсе: "Агузарова в мастерской Борисова" 1990 год, фотография предоставлена партнером выставки галереей Rusart