Здесь был ван Эйк: как гениальный фламандец совершил оптическую революцию

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА, Гент

10.02.2020

В Генте открылась крупнейшая выставка одного из основоположников раннего Северного Возрождения.

«Ван Эйк. Оптическая революция» — ключевое музейное событие года. Наследие фламандского художника сохранилось не слишком хорошо: сегодня известно лишь около двадцати произведений. На выставке в Музее изящных искусств можно увидеть целых 13, в том числе створки знаменитого Гентского алтаря, расписанного Яном ван Эйком вместе с братом Хубертом. С 2012 года алтарь находится на реставрации. Очищенные от потемневшего лака панели планируют затем вернуть в гентский собор Святого Бавона, и полюбоваться на них вблизи уже не получится. Поэтому слова организаторов о «выставке, которая бывает раз в жизни», не кажутся откровенным рекламным трюком.

Чем прославился Ян ван Эйк

О выдающемся представителе Северного Возрождения почти ничего не известно. Даже год и место рождения остаются тайной: есть версия, что будущий художник появился на свет около 1390 года в Маасейке, городе в нынешней бельгийской провинции Лимбург. Жил в Гааге и Брюгге, служил при дворе герцога Бургундии Филиппа Доброго, совершил путешествие по Иберийскому полуострову. Возможно, бывал и на Святой земле — но это уже относится к области легенд. Впрочем, фигура Яна ван Эйка на протяжении веков была окружена мифами. Итальянский искусствовед Джорджо Вазари в «Жизнеописании наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», созданном через столетие после смерти ван Эйка, утверждал: фламандец придумал технику масляной живописи. Исследователи долго придерживались этой версии, пока не выяснили, что художник лишь усовершенствовал технику. 

Кстати, старший брат Хуберт до сих пор остается почти мифической фигурой: о нем известно еще меньше, чем о Яне. В 1823 году на раме алтаря обнаружили подпись, рассказывающую, что работу начал Хуберт, «величайший из когда-либо существовавших художников», а завершил Ян. Далеко не все ученые поверили в ее подлинность, однако во время нынешней реставрации сомнения развеялись. Хуберт действительно работал как живописец, но ни подписанных им работ, ни другой подобной информации о вкладе в создание Гентского алтаря не сохранилось.

А вот Ян с удовольствием подписывал свои произведения — одним из первых художников в Европе. Например, знаменитый «Портрет четы Арнольфини» (1434), увы, не приехавший на выставку, украшает надпись «Ян ван Эйк был здесь». Порой художник оставлял свой девиз «ALC IXH XAN», который можно примерно перевести как «Лучшее, на что я способен» или «Как умею». Столь же высоко свое «я» ценил Альбрехт Дюрер, который, кстати, в 1521 году осмотрел Гентский алтарь. На выставке можно увидеть картину Пьера Франсуа де Нотра и Феликса де Винье, на которой изображен златокудрый Дюрер в соборе Святого Бавона (около 1840).

Что получилось

В экспозиции представлено десять частей алтаря — из них две, «Адам» и «Ева», пока не отреставрированы. Вообще гигантский полиптих состоит из 24 частей — это целых 258 фигур. За прошедшие столетия на долю алтаря выпало множество злоключений: его части продавали, экспроприировали, даже похищали. Но в итоге безвозвратно пропала лишь одна. В 1934 году были украдены створки «Иоанн Креститель» и «Праведные судьи». Первую удалось вернуть за вознаграждение, а вот местонахождение второй до сих пор остается неизвестным. В итоге ее заменили на копию.

На двух панелях, показанных на выставке, изображены заказчики алтаря — Йос Вейдт и его жена Изабелла Борлют. Ван Эйк не пытался приукрасить внешность героев: морщины, мешки под глазами… Подобный принцип — часть оптической революции, о которой заявлено в названии выставки. Но дело не только в скрупулезности, хотя фламандец так же поразительно точно изображал природу — озера, луну, облака. Художник экспериментировал с перспективой, законы которой еще не были ему известны. Как утверждают организаторы, не просто полагался на вдохновение, а внимательно штудировал доступные научные труды. Детально воспроизводил современную архитектуру. «Играл» с пространством: задний план занимает на его картинах важное место. За спинами героев порой вырастают целые города — исследователи, правда, считают, что ван Эйк не воспроизводил конкретные места. Скорее, причудливо соединял однажды увиденные им здания и улицы.


И, конечно, краски: фламандец писал ярко и сочно, используя дорогие пигменты. Пример тому — приехавший из Вашингтона шедевр «Благовещение» (около 1430–1435). Архангел Гавриил изображен в блестящем, с переливами, плаще, украшенном драгоценными камнями. Кстати, картина выполнена на узкой доске — вероятно, раньше она была частью триптиха.

Не все знают, что представляло собой Бургундское герцогство XV столетия, поэтому зрителей пытаются погрузить в исторический контекст с помощью картин современников ван Эйка и драгоценных артефактов. А работы итальянцев той поры — от Доменико Венециано до Фра Анджелико — показывают, что революции в искусстве шли по всей Европе.

Что не получилось

Увы, ни одна выставка-блокбастер не обходится без лакун. Конечно, главная потеря — отсутствие «Портрета четы Арнольфини», визитной карточки ван Эйка. Из соседнего Брюгге не приехала и знаменитая «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436). Правда, ее покажут на выставке в брюггском Музее Грунинге – экспозиция откроется 12 марта. На ней представят и портрет жены художника, Маргариты, который до 9 марта можно увидеть на выставке в Генте.

Как организовано

«Оптическая революция» продлится до 30 апреля. Билеты продают на сайте музея на определенный сеанс, так что очереди на входе умеренные. В цену включен путеводитель, в том числе и на русском. В первых пяти залах, погружающих в исторический контекст, разрешено фотографировать на мобильный телефон. А вот там, где показывают шедевры самого ван Эйка, съемка запрещена. Зато неплохо организована развлекательная программа. После осмотра экспозиции можно стать участником «мастерской» ван Эйка: разрисовать репродукции с изображениями апостолов — «добавить им цвета», как шутят организаторы. Или готическим шрифтом (образцы прилагаются) написать: «Здесь был Вася». И никакого вандализма — все по образцу самого Яна ван Эйка. Кстати, Гент, где целый год будут славить имя художника, увешан слоганами праздничной программы: «OMG! Van Eyck was here».

Фото на анонсах: Дэвид Левен.