В джазе только Фицджеральд

Алексей КОЛЕНСКИЙ

15.05.2013

Пятая по счету экранизация культового романа, самая мрачная и волшебная сказка в формате 3D — «Великий Гэтсби» База Лурмана — открывает Каннский фестиваль и выходит в российский прокат.

Главный роман Фрэнсиса Скотта Фицджеральда — произведение незаслуженно счастливой судьбы. Его постепенное признание читателями определили два обстоятельства. Первое — личность автора, самого высокооплачиваемого американского рассказчика эпохи джаза, сумевшего сделать бестселлером собственную жизнь в свингующем высшем обществе 20-х годов. Второе — образ главного героя. Типаж благородного, щедрого, мужественного хозяина жизни оказался востребованным в тот миг, когда сливки американского общества осознали себя мировой элитой. Не хватало лишь лирического героя, человека-легенды.

Пробел коллективного самосознания был восполнен романом о нуворише, одержимом идеей осчастливить хрустальным башмачком недалекую, слабую, отчаянно нуждающуюся в бескорыстной заботе возлюбленную. Осчастливить наперекор всему.

Пафос зашкаливал, сюжет хромал с рождения, саму историю мы получали из дрожащих рук невольного участника чужого «жестокого романса». Как если бы Карандышев или Бовари пересказал нам историю своей «благоверной». Вместо того, чтобы обратиться к мозгоправу, бывший нью-йоркский брокер Ник Каррауэй доверяет бумаге бестолковую историю чужой любви, перепахавшей его жизнь и судьбу. Вспоминает, как половина Нью-Йорка отжигала на вечеринках в замке таинственного соседа, которого никто не знал в лицо. Отчего-то Джей Гэтсби (Леонардо Ди Каприо) решился открыть душу ничем не примечательному Нику. Спустя изрядный промежуток времени выясняется, что любимая кузина юноши Дэзи была невестой Джея, но променяла любовь на право называться госпожой Бьюкенен.

Минула пятилетка. Разбогатевший сосед все так же одержим фантазмом о браке с женщиной своей мечты. Не любимая супругом миссис Бьюкенен отвечает Гэтсби взаимностью. Таков лирический фасад истории, развивающейся к несчастью для всех заинтересованных лиц. Роковой финал, к которому неуклюже тащит нас «выдающийся американский писатель», куда любопытнее. Конфликт состоятельных господ разворачивается под транспарантом с британской поговоркой «Пока молодые деньги танцуют, старые деньги ждут». Гэтсби заработал миллионы на махинациях. Но он отказывается понимать, что его «молодым деньгам» угрожают «старые». Правила игры устанавливают Бьюкенены. И в случае сопротивления, может быть оспорена любая собственность Гэтсби, включая «живой товар». Бьюкенен совсем не прочь поделиться постылой Дэзи с лакеем, но не уступить супругу как равному. И все же не в поединке с неприятелем проигрывает любовь и жизнь «Великий Гэтсби» — куда драматичней несовпадение масштабов его романтической личности и посредственного предмета обожания.

Баз Лурман придумал, как сдуть мыльную пену с литературного оригинала в процессе знакомства с 3D-изданием хичкоковского шедевра «В случае убийства набирайте «М»: «На меня снизошло озарение, я внезапно понял, насколько интересно мне наблюдать за Грейс Келли, которая ходит по комнате. Хотелось запустить руку в экран и коснуться ее. Камера при этом не двигалась, меня поразило, насколько 3D сопоставим с театральной сценой по энергетике. Ключевой особенностью 3D можно назвать то, что движений актеров в кадре вполне достаточно, нет даже необходимости в наездах камеры».

Видение База совпало с оценкой творческой природы Фрэнсиса Скотта его проницательным современником: «Это ум фотографа. Он не видит ничего, кроме самого себя, и не умеет воссоздавать ситуации, отличающиеся от его собственной». 

«Наезды» действительно не нужны. Глаз стилиста-Фицджеральда зажигается на лицах, фигурах, оргиях. И гаснет в моменты перемещения объектов. Так же происходит у Лурмана — все буквально срывается с мест, несется вскачь: режиссер подыгрывает «классику», усыпая выпадающие из дискретной картины мира «слепые зоны» обилием визуальных лакомств — эффектными нарядами (более 1200), интерьерами, вертепами, брызгами шампанского и снежными хлопьями. К снующим среди всей этой волшебной «пурги» лицам и впрямь хочется прикоснуться. Рука сама собой тянется... Но в последний момент желание пропадает — окружение Гэтсби насмерть лишено теплого человеческого обаяния.

Иное дело — Ди Каприо.

Ему не впервой изображать хозяина жизни — в активе скорсезевский миллионер Говард Хьюз («Авиатор») и тарантиновский рабовладелец Кэлвин Кэнди («Джанго освобожденный»). В «Гэтсби» его натура распахивается еще шире. Его переполняет вера в свои силы, всей душой он рвется перечеркнуть прошлое любимой. Сыграть Спасителя в ее судьбе. Потеряв друга, Никки сходит с ума не только от одиночества, а оттого, что его род проклят — это его кузина (Дэзи) предала и растоптала единственное на свете любящее сердце.

Тут становится ясен блеск гениальной «мишуры», украсившей лурмановский мир «по Гэтсби». Потеряв героя, мир съеживается в подобие рождественского вертепа, внутри которого помещаются не божественные ясли, а усыпанный блестками гроб.


«Великий Гэтсби». США, 2013

Режиссер: Баз Лурман

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эджертон, Амитабх Баччан, Элизабет Дебики, Айла Фишер, Джейсон Кларк

В прокате с 16 мая