В Дрездене отмечают пятисотый день рождения всемирно известной Сикстинской мадонны. Той самой, что десять лет провела в советских запасниках и, выставленная перед отправкой домой в 1955 году в ГМИИ, оставила неизгладимый след в душах граждан СССР. А на днях стартовало девятое по счету мировое турне известной певицы, в рамках которого она посетит и Россию.
До конца августа в Галерее старых мастеров в Цвингере работает выставка, приуроченная к юбилею самой красивой женщины на свете.
Чтобы заполучить этот шедевр Рафаэля, Августу III пришлось два года вести переговоры с Ватиканом и выложить за полотно сумму, в десять раз превосходящую ту, на которую изначально рассчитывал. Когда в 1754-м Madonna Sistina прибыла в Дрезден, король, по словам летописцев, был в таком восторге, что собственноручно отодвинул от стены трон и воскликнул: «Дорогу великому Рафаэлю».
Дело в том что в Италии, где работ Рафаэля, Леонардо и Микеланджело немало, ценности «скромного» алтарного образа из монастырской церкви в Пьяченце никто толком не понимал. А в Дрездене вокруг нее немедленно возник культ. Картине поклонялись — почти как иконе. Все, кто ее видел, не могли забыть необыкновенное выражение лица Мадонны, ее неземной взгляд, чудесного ребенка на руках. Сидящие внизу картины ангелочки (их умненькие личики вызвали у искусствоведов такую трактовку: «Ангелы в задумчивости ожидают начала мессы») стали любимыми натурщиками всех заезжих художников.
Когда наступил век фотографии, «Сикстинская Мадонна» перекочевала в виде оттисков в жилища обычных людей. Из объекта высокого искусства картина превратилась в кусочек красоты, который можно было купить недорого и в неплохом качестве: печатная продукция Саксонии — как раньше, так и сейчас — котировалась во всем мире.
Злобный XX век позволил себе над культом этой Мадонны посмеяться: карикатуристы сочувствовали женщине, которой приходится столько лет стоять и «терпеть» поклонение «черни». Правда, после возвращения шедевра из Советского Союза шутки про «Систину» были отброшены в сторону, и снова начался культ, особенно когда после объединения Германии в Дрезден хлынули толпы заокеанских туристов. Но растиражированные на зонтиках и туалетной бумаге ангелочки так и не смогли вернуть к себе серьезного отношения, впрочем, как и их «коллеги» из Ватикана, но что поделаешь: поп-культура, она на то и поп-культура, чтобы массы радовались искусству хоть в какой-нибудь форме. Между тем выставка настраивает на мысли о более высоком, чем зеленые мужские ботинки с узором из желтых ангелочков (экземпляр представлен в самой последней комнате экспозиции). Кураторам удалось договориться с итальянцами о выставке в Дрездене другого шедевра Рафаэля — «Донны Велаты» из Палатинской галереи во Флоренции. Обеих женщин Рафаэль писал примерно в одно время, и обе слыли римскими красавицами, но никогда в написанном виде дамы не висели рядом и не переживали неприятного момента сравнения. Нужно было ждать 500 лет, чтобы встреча состоялась.