Музей не АББы как

Денис БОЧАРОВ, Стокгольм

06.09.2013

Сказать, что открытие музеев, посвященных жизни и творчеству поп- и рок-исполнителей, является общемировым трендом, было бы преувеличением. Их пока в мире немного: возможно, время еще не пришло. Однако если какой коллектив и заслуживает постоянной прижизненной выставки, так это величайшая поп-формация всех времен — шведский квартет ABBA.

«В Стокгольме порядка семидесяти музеев. На квадратный километр их, возможно, больше, чем в каком-либо другом городе мира. Они посвящены самым различным историческим событиям и эпохам. И в тех случаях, когда главными действующими персонажами экспозиций являются конкретные личности — люди эти, без исключения, сей мир уже покинули. Правомочно ли говорить, что «ABBA The Museum» является музеем в полном смысле слова? Наверное, большинство кураторов подобных заведений ответят на данный вопрос отрицательно. Однако в нашем случае это настоящий музей, поскольку там представлены артефакты, являющиеся не копиями, а оригиналами — предметы, которые имели отношение к событиям, происходившим в реальной жизни. Хотелось, чтобы все выглядело максимально правдиво и убедительно. Настолько же серьезно мы относились к созданию музыки, которую, к счастью, продолжают слушать во всем мире. К тому же творчество ABBA всегда ассоциировалось с позитивными эмоциями и радостью общения. В частности, интерактивного. Именно в этом заключается основная идея музея».

Так, в общих чертах, комментирует Бьорн Ульвеус (один из участников знаменитого квартета) открывшуюся несколько месяцев назад на Djurgarden, музейном острове столицы Швеции постоянную экспозицию, постепенно становящуюся новым центром культурного притяжения как для местного населения, так и для туристов со всего света.

ABBA всегда были группой, покорившей мир исключительно творчеством. Как бы ни старались приписать им какую-то скандальность, ничего подобного в их биографии не найти. Возможно, это единственный в мире коллектив, пронесший знамя с вышитым на нем собственным брендом с достоинством и честью. Они не ругались вдрызг из-за денег, как «битлы», не бухали и не кололись, как «роллинги», не крушили отели, как Led Zeppelin и не торговали эпатажем, как Sex Pistols. Они всегда занимались прямым делом: дарили людям радость. «Dancing Queen», «The Winner Takes It All», «Waterloo», «Mamma Mia», «Voulez-vous»… Да вы и сами все знаете. Поэтому интерес к истории ABBA — абсолютно чистый, не приправленный никакой «желтой» чепухой и основанный сугубо на творческой составляющей.

Однако говорить о том, что ABBA — это только песни и ничего более, было бы неправильно. В противном случае незачем музей организовывать. Визуальная сторона квартета — отдельная история, и здесь поклонникам есть на что обратить внимание: от забавных костюмов (за которые музыкантов часто упрекали в безвкусице) и пресловутых ботинок на платформе до инструментов и оригинальных лонгплеев и синглов.

Экспозиция начинается еще при входе в здание музея, где расположен трафаретный эскиз музыкантов в полный рост: каждый желающий может просунуть лицо в овальный прорез любого из четверки и сфотографироваться. Выглядит это порой комично, порой ужасающе: представьте бородатого мужика, выглядывающего из головы Агнеты Фельтског. Потом вы знакомитесь с историей группы с первых ее шагов: когда вышеупомянутая Агнета и Фрида (Анни-Фрид Люнгстад) являлись сольными исполнительницами, а Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон выступали в группах The Hootenanny Singers и The Hep Stars, соответственно. Каждый из участников четверки, в будущем покорившей мир, был весьма успешным артистом, правда, на тот момент исключительно в пределах Швеции.

Каждый зал, посвященный конкретному этапу творчества ABBA, сопровождается соответствующей периоду аудиоинформацией. Однако, если вы не располагаете большим запасом времени, можно просмотреть небольшой биографический документальный фильм. Ни один аббаман не уйдет из музея, предварительно не сев в винтажный вертолет (тот самый, с обложки альбома «Arrival») и опять-таки не щелкнувшись на память.

Любителям интерактивности, о которой говорит Бьорн, предоставляется возможность спеть и станцевать вместе с ABBA: на стену проецируется компьютерное изображение музыкантов, перед ним — импровизированная сцена, на которой любой желающий становится пятым участником коллектива.

Посещение музея — трогательное и расслабляющее времяпрепровождение. Хотя и не сказать, чтобы уж очень дешевое: взрослый билет стоит 195 крон (порядка 20 евро).

И еще один важный момент. Как в любом уважающем себя музее, в «ABBA The Museum» есть магазинчик сувениров, книжек и прочей меморабилии. Однако с наличными деньгами здесь делать нечего: за кэш не отпускают — такова принципиальная позиция администрации. Иными словами, никаких «Money, Money, Money». Если хотите увезти с собой на память магнитик, брелок, значок, футболку, убедитесь в том, что банковская карта у вас при себе.