Билет на Луну

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

16.05.2019

В парижском Гран-Пале проходит выставка «Луна: от реального путешествия до путешествий воображаемых». Формально она приурочена к полувековому юбилею прилунения Нила Армстронга и космического корабля «Аполлон XI». Однако главной темой экспозиции стало не покорение космоса, а изображение самого близкого спутника Земли в искусстве — от античности до наших дней.

Первую попытку нарисовать ночное светило сделал 26 июля 1609 года английский астроном Томас Хэрриот, который наблюдал за Луной с помощью специального устройства, прототипа телескопа. Лунные мотивы звучат в картинах таких знаменитых художников и скульпторов, как Альбрехт Дюрер, Антонио Канова, Жан-Франсуа Милле, Эдуард Мане, Огюст Роден, Сальвадор Дали, Пьер Пюви де Шаванн, Поль Дельво, Жан Арп, Ман Рэй.

В Гран-Пале также наиболее полно представлены известные русские живописцы: Иван Айвазовский, Иван Крамской, Алексей Боголюбов, Николай Ге, Марк Шагал, Михаил Ларионов и Архип Куинджи с прославленной «Ночью над Днепром». Работы предоставлены Третьяковской галереей и несколькими французскими музеями. Рядом с ними творения современного мастера Леонида Тишкова с фотографическим циклом «Частная Луна».

Одновременно в Гран-Пале продолжается другая знаменательная выставка: «Красный: искусство и утопия в Стране Советов», посвященная живописи, театру, кинематографу. Два этих исключительных события дают повод нашим искусствоведам, которые приехали в Париж, говорить — может быть, несколько преждевременно — о «начале возвращения российского искусства в общеевропейский контекст».

— Человек интересуется «царицей ночи» на протяжении тысячелетий, — напоминают кураторы выставки, — но она остается загадкой, которую едва ли удастся разрешить в обозримом будущем. До сих пор остаются неизвестными масштабы реального влияния светила на нашу жизнь. Луна регулирует приливы и отливы, влияет на климат и даже на наклон земной оси. По некоторым данным, Луна ежегодно отдаляется от Земли на 3,8 сантиметра. И пока неясны последствия этого удаления. Неизвестно и то, как сложилась бы жизнь землян без ночного спутника. Для многих это планета демоническая, пугающая, вызывающая безумие, порой толкающая людей на самоубийство.

С незапамятных времен Луна — объект культа. Основные религии мира включали ее в пантеон главных богов. Обычно она принимала женский облик. Например, древнегреческая богиня лунного света Геката — ее мраморную скульптуру предоставил Лувр — правила тремя стихиями: землей, воздухом, огнем; и тремя этапами человеческого существования: рождением, жизнью и смертью; а также служила проводником в потусторонний мир.

Луна — неисчерпаемый источник вдохновения для писателей, художников и музыкантов. Поэты посвящали ей стихи, цитируемые на стендах Гран-Пале. Среди авторов: Гюго, Бодлер, Мюссе, Верлен, Верхарн, Аполлинер и другие. «Луна богата силою внушенья, — писал Бальмонт, — вокруг нее всегда витает тайна, она нам вторит: «Жизнь есть отраженье».

Выдающиеся писатели отдавали ей лучшие страницы. «Я ощутил сердечное беспокойство, когда вообразил себе необыкновенную нежность и непрочность луны. Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается... Делает ее хромой бочар, и видно, что, дурак, никакого понятия не имеет о луне», — негодовал гоголевский герой «Записок сумасшедшего». Он же пророчески предупреждал: «Господа, спасем луну, потому что земля хочет сесть на нее».

Луна причастна и к ключевым событиям в «Мастере и Маргарите» — гибель Берлиоза, полет Маргариты, встреча Ивана Бездомного и Мастера. «Царица ночи» сопровождает появление Воланда. Наконец, роман заканчивается описанием того, как «лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит... Луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света... разбрызгивает свет во все стороны... начинается лунное наводнение».

Не смог не обратиться к лунной теме и кинематограф. Француз Жорж Мельес снял в 1902 году «Путешествие на Луну», в котором пародировал романы Жюля Верна «Из пушки на Луну» и Герберта Уэллса «Первые люди на Луне». Немецкий режиссер Фриц Ланг показал в 1929 году «Женщину на Луне».

В залах Гран-Пале демонстрируют фрагменты научно-фантастического фильма Василия Журавлева «Космический рейс» 1935 года, в котором консультантом выступил сам Константин Циолковский.

Понаблюдать за ночным светилом в Гран-Пале можно вплоть до 22 июля.