17.05.2018
культура: В какой мере российское кино определило Вашу творческую судьбу?
Лелуш: Действительно, я многим обязан фильму «Летят журавли», который до сих пор пересматриваю. Восхищаюсь операторской и актерскими работами, помню едва ли не каждый его кадр. Именно этот шедевр подвиг меня заняться режиссурой.
До встречи с Калатозовым пробовал себя как оператор кинохроники. Но, побывав на «Мосфильме», сказал себе: «Я решил стать режиссером». Тогда же понял, что камера — главное действующее лицо любого фильма, от которого зависит его успех. Поэтому постановщик должен, прежде всего, быть первоклассным оператором.
культура: Как прошел Ваш кинодебют в Москве в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов?
Лелуш: Я готовил документальный фильм о советской столице. Тогда иностранцу работать в СССР без специального разрешения было невозможно. Спрятав портативную камеру под куртку, я снимал «из-под полы» даже в Мавзолее Ленина и Сталина.
культура: Как известно, Владимир Ильич считал кино важнейшим из искусств. Он был прав?
Лелуш: Несомненно. Самое массовое из искусств часто называют десятой музой, но оно всеобъемлющее, охватывает и литературу, и театр, и живопись, и музыку.
культура: Весь мир — театр, говорил Шекспир, в нем женщины, мужчины — все актеры...
Лелуш: Доживи великий драматург до наших дней, он сказал бы это про кино. При этом, на мой вкус, глаза — лучшая в мире камера. Во время нашей беседы, вы «снимаете» меня, а я — вас. Монтажом занимается наша память, которая убирает все лишнее. Для меня жизнь — величайший в мире сценарист, именно вместе с ней я сделал все картины. Я прожил столько лет, сколько снял лент. Поэтому когда интересуются моим возрастом, отвечаю — «46» — по числу моих фильмов.
культура: Ваше творческое кредо остается неизменным?
Лелуш: Я по-прежнему не более чем репортер, наблюдающий за тем, что происходит вокруг. Увлечен этим грандиозным спектаклем и пытаюсь воспроизвести его на пленке. Мои герои — надломленные мужчины и женщины, которых сильно потрепала жизнь... Обожаю спорт. Удивительная метафора нашего существования: старт, дистанция и финиш. По этому принципу выстроены все мои картины.
культура: Что Вы в первую очередь цените в актерах?
Лелуш: Спонтанность. Она лучше всего передает наши чувства, ближе к правде. Часто слова лгут, а глаза — нет. Беседуя с человеком, я больше верю его взгляду, а не тому, что он говорит.
культура: Как изменилась в последние годы профессия режиссера?
Лелуш: Как никогда, исключительную роль играют новейшие технологии и социальные сети. Миллиарды жителей нашей планеты стали кинематографистами. Они снимают на мобильные телефоны все, что происходит в мире. Появились даже фестивали такого кино... Новую ленту я решил снять на смартфон — самую легкую в мире камеру, о которой мечтал всю жизнь.
культура: Вы утверждаете, что умным людям предпочитаете глупцов. Шутите?
Лелуш: Нет, от них меньше устаешь. Они всем довольны, в том числе и собой, ничего не боятся. Именно с ними получаются самые смешные комедии. Напротив, умники чаще всего несут негативный заряд. Постоянно ворчат, что все кругом плохо.
культура: Говорят, Вы фаталист. Верите в случай?
Лелуш: Люблю неожиданности — разумеется, приятные. Прелесть нашего бытия, как в фильмах Хичкока, во многом заключается в саспенсе, в неизвестности. Жизнь — увлекательная игра, в которой мы следуем инстинкту. Она подобна рулетке — никогда не знаешь, на что надо ставить, как фишка ляжет. Далеко не всегда можно оказаться в выигрыше. Однако кто не рискует, тот, как правило, скучает.
культура: В конечном итоге все мы проигрываем. Смерть Вас не пугает?
Лелуш: Мы приговорены, но не знаем, что нас ждет на том свете. Никто оттуда не вернулся, чтобы пожаловаться на свою участь. А может быть, там все не так страшно? Ну а если вдруг существует переселение душ, то я не против в следующей жизни быть снова Клодом Лелушем.
культура: Можно ли считать Ваше кино «гимном женщине»?
Лелуш: Конечно. Всегда предпочитал иметь дело не с мужчинами, а с женщинами, которым всем обязан. Они самое совершенное творение Господа Бога: красивые, умные, храбрые, щедрые, великодушные. К тому же им нравятся мои фильмы, они понимают их. Когда снимаешь красивую женщину, трудно в нее не влюбиться.
Они неподражаемы, когда влюблены. Но не прощают нам ошибок и глупостей. К сожалению, у них слишком хорошая память.
культура: Ваш любимый жанр в кино?
Лелуш: Я их смешиваю, потому что жизнь — это шутка, к которой надо относиться всерьез. В результате у меня получается мелодрама, которая заставляет и плакать, и смеяться. Слезы очищают и бывают важнее радости. Мне хочется, чтобы мои ленты были забавой, отдыхом, веселой переменкой между скучными уроками. Я обожаю жизнь во всех ее ипостасях. Она и страна чудес, и гонка с препятствиями. К сожалению, мир меняется. Раньше люди плакали и смеялись. Сегодня хнычут и зубоскалят.
культура: У Вас охотно снимались звезды — от Лино Вентуры, Жан-Поля Бельмондо и Анни Жирардо до Патрисии Каас и Жана Дюжардена. С ними работать труднее, чем с простыми смертными?
Лелуш: Звезды более требовательны — знают себе цену, порой действуют на нервы, но часто не без причины. Мне нравится приглашать в фильм и звезд, и неизвестных актеров. Когда публика любит кого-нибудь, то с радостью ждет с ним новой встречи, как со старым приятелем. Звезды по-прежнему остаются зеркалом Франции. В разные времена ее «лицом» были Габен, Бардо, Бельмондо, Депардье. Сегодня наследником Бельмондо вижу Жана Дюжардена.
культура: Для Вас образ важнее слова?
Лелуш: Мэтры «Новой волны» — Трюффо, Годар и другие — шли от литературы, а для меня слово как бы вторично. В «Мужчине и женщине» главное — изображение, а не то, что говорят герои. Но в кино можно все использовать — и слово, и молчание. Повторюсь: для понимания персонажа очень важны его глаза. Поэтому я все-таки предпочитаю кинематограф театру, где зритель не видит актерского взгляда.
культура: Почти шестьдесят лет назад Вы создали компанию «Фильм 13», в которой выстроили собственную вертикаль власти. С тех пор Вы одновременно режиссер, продюсер, сценарист, монтажер. Зачем Вы все забрали в свои руки?
Лелуш: Чтобы выиграть время. Переговоры с продюсерами, дистрибьюторами, агентами и прочими отнимают много сил. Если бы я всем не занимался сам, мне бы не удалось выпустить так много фильмов.
культура: Говорят, что на съемках Вы управляете процессом железной рукой в бархатной перчатке.
Лелуш: Во время работы под моим началом находится целая армия. Я вернее достигаю целей, когда глажу всех по шерстке, кажусь милым и обходительным. Однако порой вынужден принимать позу диктатора. Если нервничаю, то один, в своем углу. Когда выплескиваешь при всех чувства, теряешь власть и доверие команды.
культура: Если не ошибаюсь, Вы не большой поклонник так называемого авторского кино?
Лелуш: Напротив, люблю авторское, но не снобистское и претенциозное. Важно, чтобы картина была понятна самому широкому зрителю. Для меня поход в кино равен посещению храма. Поэтому не люблю телесериалы, которые лениво смотрят дома на диване, жуя и разговаривая.
культура: Разве кинофестивали вроде Каннского, Венецианского или Берлинского не предназначены главным образом для эстетской публики?
Лелуш: Они очень важны для популяризации кинематографа. Это лучшая реклама. Начиная с главного приза в 1966 году в Канне за «Мужчину и женщину», я получал награды почти на всех фестивалях мира. Не говоря уже об «Оскарах» и «Золотом глобусе». Без них никто бы меня не знал. Сегодня говорят, что во Франции выходит слишком много фильмов. Не думаю. Из ежегодной продукции в двести лент остается десяток, за которые не стыдно.
культура: Что заставило Вас в свое время отказаться от приглашения в Голливуд?
Лелуш: Я не раб заокеанских продюсеров, меня нельзя купить ни за какие деньги. Голливуд хотел, чтобы я выпускал его продукцию, а во Франции у меня есть возможность делать собственное кино. Я поклонник американского кино Вуди Аллена или Мартина Скорсезе, но не блокбастеров, от которых меня тошнит.
культура: Почему считаете число 13 магическим?
Лелуш: Не знаю. Даже не пытаюсь разгадывать эту чудесную загадку. Но давно заметил, что, как только в моей жизни появляется число 13, все складывается удачно. Но с фортуной нужно обращаться бережно и ласково, иначе она может взбрыкнуть и не оправдать надежд.
культура: «Баловень судьбы» с Жан-Полем Бельмондо — один из лучших Ваших фильмов. Себя причисляете к счастливчикам?
Лелуш: Еще как. Мне удалось реализовать почти все мои мечты. Но для этого я всегда больше всех работал. До сих пор встаю в пять утра. Когда вокруг никого нет, солнце поднимается только для тебя. Если долго спишь, то все расхватают другие, и тебе ничего не достается.
культура: Чем Вам так созвучно творчество Франсиса Лея, который сочинил музыку для тридцати Ваших фильмов?
Лелуш: Мы с ним настроены на одну волну. Он мой двойник, альтер эго. Франсис пишет музыку так же, как я снимаю кино. Замечательно работал я и с Мишелем Леграном, но всегда возвращался к Лею.
культура: От пяти женщин у Вас семь детей. Каждый из них нашел себя в кинематографе?
Лелуш: Все они, так или иначе, связаны с кино, театром, телевидением, рекламой. Не могу сказать, что был хорошим отцом. Больше занимался своими фильмами, чем детьми. Теперь они выросли, а я превратился в хорошего деда.
культура: В Вашем офисе висят рисунки Эйзенштейна, выполненные им во время работы над «Иваном Грозным». Вы его поклонник?
Лелуш: Мне их подарили на «Мосфильме», когда я ездил в Советский Союз на презентацию фильма «Мужчина и женщина». Эйзенштейн, разумеется, гений, которого я очень ценю, но для меня он слишком умен. Предпочитаю Калатозова. Его герои мне ближе и понятнее. Так или иначе, советские мастера внесли исключительный вклад в кинематографическое «письмо».
культура: Вы пока не собираетесь сказать свое последнее слово в кино?
Лелуш: Никогда не был так увлечен новыми проектами, как сейчас. У меня их несколько. Остановлюсь, когда почувствую, что сделал свой лучший фильм. Пока этого не произойдет, продолжу поиск. Хотел бы чаще бывать в России. Быть может, даже снять там свою последнюю картину. Иными словами, начать и закончить свой творческий путь в вашей стране. Я вообще обожаю русских. Чувствую к ним особую душевную близость. Они живут скорее сердцем, чем умом. Может быть, в другой жизни я был русским?