Да здравствует император, виват!

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

17.05.2018

В парижском предместье Рюэй-Мальмезон открылась выставка «Искусство на службе власти: Наполеон I и Наполеон III». Здесь представлены картины, рисунки, гравюры, скульптуры, гобелены, фарфор, мебель, драгоценности и прочие артефакты, созданные во славу двух императоров.

— В эпоху, когда не существовало ни соцсетей, ни твитов, их роль была возложена монархами на искусство, — отмечает куратор экспозиции Пьер Бранда. — Говоря современным языком, оно пиарило Наполеонов, являлось атрибутом их величия, помогало создавать культ личности.

По свидетельству современников, Наполеон I был равнодушен к «прекрасному», но считал его необходимой частью «работы над образом». Собственно говоря, той же цели служила и пресса. Как только Бонапарт после госпереворота 18 брюмера стал первым консулом, он в одночасье прикрыл шестьдесят выходивших газет, за остальной дюжиной установил жесткий контроль. Сам сочинял передовицы для «Бюллетеня Великой армии». На печатные издания уже тогда была возложена миссия по обработке общественного мнения, издания приняли на себя функции коллективного пропагандиста, агитатора и организатора. Эту же задачу много лет спустя сформулирует Владимир Ленин.

Император стремился превзойти все европейские монархии в роскоши, которая в его глазах была признаком могущества и процветания. Он мобилизовал знаменитых живописцев — Давида, Энгра, Жироде, Гро и итальянского скульптора Канову. Они были призваны воспевать деяния Наполеона и увековечивать императорскую фамилию. Без них наполеоновский образ, несомненно, не получил бы такого блеска. Отечественными талантами дело не обходилось. Император беззастенчиво грабил музеи покоренных стран, в первую очередь итальянские, испанские, австрийские и прочие. Выбором шедевров во время военных кампаний занимался «глаз Наполеона» — литератор и гравер Виван-Денон, впоследствии возглавивший Лувр.

При Наполеоне I в искусстве, архитектуре и даже моде возник стиль ампир, отличавшийся особой помпезностью и парадностью.

Племянник Наполеона, принц Луи Бонапарт, на протяжении четырех лет был президентом Французской республики, а затем после государственного переворота провозгласил себя Наполеоном номер три. Канцлер Отто Бисмарк презрительно назвал его «непризнанной, но крупной бездарностью». Решив продолжить дело знаменитого дядюшки, он возомнил себя знатоком живописи. Посещал вернисажи. Опекал Всемирные выставки в Париже. Возник стиль Наполеона III, который иронически называли «вторым ампиром», «неоренессансом» и даже китчем. Его отличала беспорядочная эклектика минувших эпох, начиная с Людовика XIV, а также включение азиатской и африканской экзотики. В годы Второй империи скульптор Фредерик Огюст Бартольди отлил статую Свободы, которая позже была преподнесена Америке и стала ее символом.

Наполеон III окружил себя придворной творческой когортой. Правда, Берлиоз жаловался, что монарх ненавидел музыку. Надо сказать, туго приходилось не только композиторам. В живописи дело порой заканчивалось рукоприкладством. Однажды разгневанный император ударил хлыстом «непристойную», по его мнению, картину Густава Курбе «Купальщицы». Не осталась в стороне и архитектура. Префекту барону Осману он поручил заняться «благоустройством» столицы, в результате чего город лишился многих исторических кварталов.

На фоне льстивого официоза развивались и реализм, и натурализм, и даже символизм. Так или иначе, Гюго и Золя проклинали «годы реакции». Император оказался излюбленной мишенью карикатуристов, чьи работы представлены в Рюэй-Мальмезоне. Принято считать, что Гюстав Доре запечатлел Наполеона III в образе легендарного барона Мюнхгаузена.

Помимо «любви к искусству», императоров сближает и то, что оба закончили дни в изгнании. Первый — на острове Святой Елены. Третий — после позорного разгрома пруссаками под Седаном. Поскольку Вторую империю во Франции сменила Третья республика, низложенному монарху пришлось искать пристанища на берегах Туманного Альбиона, где он умер в начале 1873 года.