«На топлес больше никто не клюет»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

15.06.2016

20 июня знаменитое «Лидо» отмечает 70-летие. Заведение, со дня основания расположенное на Елисейских полях, по праву считается одним из символов Парижа. Накануне юбилея корреспондент «Культуры» побеседовал с генеральным директором кабаре Эрве Дюперре.

культура: По любым меркам, 70 лет — дата солидная.
Дюперре: Ни в коем случае. Для нас это не возраст. Тем более что мы омолаживаемся, события в наших стенах бьют ключом. Жизнь прекрасна — особенно если смотреть на нее в «Лидо» (смеется). Собственно говоря, как раз об этом наш спектакль «Парижские чудеса», поставленный в прошлом году.

культура: Каковы рецепты столь прочного успеха?
Дюперре: Мы постоянно ищем новое, совершенствуемся, стремимся удивлять пресыщенную публику. Зрители жаждут свежих ощущений, их интересы как никогда переменчивы. Вместе с тем бережем свой ДНК, сохраняем стиль и традиции.

культура: Разве публика идет в «Лидо» не за тем, чтобы посмотреть на красивых обнаженных девушек? 
Дюперре: У нас нет ничего чересчур эротического или сексуального. Теперь топлес уже не та приманка, что раньше. На это больше никто не клюет. В Париже обнаженку предлагают десятки заведений. Наша фишка — рафинированный спектакль с эксклюзивными номерами, которые больше нигде не увидишь. Хотя красота по-прежнему является сильным афродизиаком, наше шоу — это не представление для мужчин. К нам приходят всей семьей, приводят с собой детей. 

культура: Чем же «Лидо» отличается от конкурентов, в частности от «Мулен Руж» и «Крейзи Хорс»?
Дюперре: С «Крейзи Хорс», делающим ставку на стриптиз, мы вообще не имеем ничего общего. У нас другая стратегия — стриптиза никогда не было, нет и не будет. Что до «Мулен Руж», нас связывают общие традиции кабаре. Но нам присущ больший артистический шик и размах. Я бы сравнил «Лидо» и «Мулен Руж» с лучшими парижскими ресторанами — в обоих изысканная кухня, но разное меню.

культура: Как случилось, что кабаре назвали «Лидо»?
Дюперре: В честь одноименного острова близ Венеции. Когда-то заведение принадлежало итальянской семье Клерико. В интерьер даже были встроены небольшие каналы, по которым в маленьких гондолах плавали между столиков официанты.

культура: Помнится, ваши спектакли упрекали в том, что они слишком «американизированы». 
Дюперре: Та эпоха канула в Лету довольно давно. Прежде шоу по американским лекалам было символом того, что мы идем в ногу со временем. Именно бродвейские постановки гремели на весь мир. Сейчас, напротив, смотреть нечто подражательное, вторичное считается моветоном. В Париж едут не за этим. Мы такой же стопроцентно французский продукт, как шампанское или фуа-гра. Более того, «Лидо» расположено в самом сердце столицы, на Елисейских полях, французы называют их красивейшей авеню мира.

культура: Обновляя программу, кабаре тем не менее возвращается к испытанным ценностям — например, канкану. В конце XIX века этот лихой танец считался неприличным. 
Дюперре: Так или иначе, канкан всегда ассоциируется с француженками — задорными, игривыми, легкомысленными, провоцирующими мужчин. 

культура: Какие еще номера пользуются спросом?
Дюперре: Молодая шведка Лакки Хелл — одна из лучших шпагоглотательниц. Публика потрясена тем, как виртуозно она это делает. И никакого обмана. Уже много лет в программе украинский клоун с интерактивным номером. Он общается со зрителями, не произнося ни слова. Наконец, у нас выступает меццо-сопрано с репертуаром от свинга и соула до джаза и романса.

культура: На вашей сцене танцуют самые красивые девушки и юноши, собранные со всего света?
Дюперре: Для последнего шоу мы провели около пятисот кастингов в разных странах. В труппу берем только тех, кто прошел школу классического танца. При этом рост девушек должен быть не ниже 175, а юношей — 182. Зачастую к нам идут те, кто оказался слишком высок для кордебалета. В «Лидо» больше десятка ребят из России. Они отличаются энергетикой, чувственностью, темпераментом и мастерством. Замечательно смотрятся на сцене и не боятся нашей строгой, почти военной дисциплины. 

культура: Век танцовщиц короток. А что потом? 
Дюперре: Все так или иначе устраиваются. Выходят замуж и рожают детей. Преподают, занимаются бизнесом, рекламой или пиаром. 

культура: Принято считать, что «Лидо» посещают только туристы.
Дюперре: В зале 1132 места. Иностранцы составляют примерно половину нашей клиентуры. Остальные — французы. Русская публика очень требовательная, хорошо знает Францию и ее традиции, быстро погружается в атмосферу спектакля. Ваши соотечественники — это примерно пять-шесть процентов посетителей, что немало. Кстати, далеко не все русские швыряют деньги на ветер и оставляют огромные чаевые. 

культура: Поход в «Лидо» с семьей может быть весьма разорительным, не так ли?
Дюперре: Красивый праздник никогда не бывает дешевым удовольствием. У нас широкий разброс цен: за 60 евро вам предоставят место на балконе. За 115 евро — смотрите спектакль с шампанским. Обед обойдется в 170 евро. Каждый год у нас бывает полмиллиона гостей, они выпивают 300 тысяч бутылок шампанского. 

культура: Среди ваших клиентов масса знаменитостей. 
Дюперре: Некоторые являются к нам инкогнито. Другие не делают из визита никакой тайны. У нас побывали королева Елизавета II, все послевоенные американские президенты, кроме Барака Обамы. Приходили Роми Шнайдер, Ален Делон, Жерар Депардье, Лайза Минелли, Жан Дюжарден. Некогда на нашей сцене блистали Марлен Дитрих, Эдит Пиаф, Далида, Ширли Макклейн, Фрэнк Синатра и Элтон Джон. Не забывают «Лидо» и спортивные звезды.

культура: У французов принято бастовать по любому поводу. У вас тоже такое случается?
Дюперре: В нашей истории не было ни одной стачки. Артисты слишком любят собственное ремесло и держатся за свои места. Они хорошо зарабатывают. Сколько? Коммерческая тайна. 

культура: Часто приглашают на гастроли в другие страны? 
Дюперре: У нас есть выездной спектакль «Touch of Lido», который собран из лучших номеров за последние сорок лет. Два года подряд мы выступали с аншлагом в Москве и Петербурге. Принимали нас просто великолепно. 

культура: Проходящий во Франции чемпионат Европы по футболу, наверное, отбивает у вас клиентуру?
Дюперре: Напротив, многие болельщики после матчей спешат в «Лидо» расслабиться. Кстати, именно здесь в 1998 году французская сборная отметила победу на первенстве мира. В случае успеха, ждем нашу команду вновь.