Больше, чем старец

17.06.2017

18 июня на телеканале «Россия 1» в 00.30 (сразу после «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым») выйдет фильм «Благословенный старец. Кто он?» — итоговая, пятая серия документального телепроекта «Война и мир Александра  I», созданного вице-президентом Российского фонда культуры, известным публицистом, режиссером и сценаристом Еленой Чавчавадзе.

Для тех, кто знаком с темой, название картины говорит само за себя. Для остальных — лента станет настоящим откровением и перевернет представление не только о той далекой эпохе, но и об отечественной истории в целом. На протяжении часа вдумчиво, без клиповой суеты, но при этом зрелищно, телезрителю представят старые и новые аргументы, необходимые для разрешения исторической загадки, ставшей тайной Дома Романовых. Речь идет о тождестве фигуры «покойного» государя, отпетого в конце 1825 года, и таинственного старца Федора Кузьмича, появившегося десятилетием позже на Урале. Сосланный за бродяжничество в Сибирь, он прославился при жизни чудотворением, а позже был канонизирован в Соборе Сибирских святых как праведный Феодор Томский. Причин для перевоплощения и ухода в народ у царя было достаточно. Среди них и глубокое раскаяние в «участии» в отцеубийстве, разочарование в семейной жизни, отношениях с союзниками и царедворцами, смертельная усталость от собственного высокого положения, о чем он неоднократно говорил и писал в последние годы.

Сам Федор Кузьмич, как известно из его жизнеописания, всеми силами пытался скрыть собственное происхождение и имя, данное ему при крещении. Однако еще при жизни существовала масса свидетельств о поразительной для простого «старчика» осведомленности о деталях быта царского двора, войне с Наполеоном и международной дипломатии. Владение тремя иностранными языками, некоторые физиологические приметы и природные манеры, трудно скрываемые за простой одеждой и длинной седой бородой, поневоле открывали многим его современникам, особенно близко знавшим Александра  I, истинную личность томского праведника. Тайные и явные посещения старца со стороны членов императорской фамилии при жизни и его могилы после смерти — все это вплелось в клубок духовно-исторической загадки, прозванной скептиками «мифом о старце Федоре Кузьмиче».

По словам Елены Чавчавадзе, создатели фильма опирались на оригинальные документы из ГАРФа, Российского государственного исторического архива (РГИА), РГАЛИ; изыскания сибирских писателей, материальные свидетельства той эпохи — в частности, подлинные вещи святого Феодора, сохраненные наследниками купца Семена Хромова, в домах которого старец жил последние годы. Свое мнение о правдоподобности «второй жизни» Александра I высказывают ведущие российские историки, представители православного духовенства и потомки рода Романовых.

Фильм смотрится на одном дыхании: выступления экспертов перемежаются видовыми съемками Таганрога, Томска и других мест, связанных с «благословенным старцем». По словам Чавчавадзе, Александр  I стал в ее фильмографии единственным русским монархом, кому пришлось посвятить целых пять серий, начиная с первого фильма «Наполеон против России. Нашествие», премьера которого была приурочена к двухсотлетнему юбилею победы России в Отечественной войне 1812 года. Причина — исключительная «многослойность» и значение для нашей страны этой незаурядной личности, сильно недооцененной при жизни и впоследствии изрядно приниженной и оболганной.

— Я благодарна всем, кто помогал нам в работе на протяжении пяти лет, — говорит Елена Николаевна. — Это был увлекательнейший и при этом огромный исследовательский труд! Особое спасибо хочу сказать гендиректору ВГТРК Олегу Добродееву, заказавшему нам первый «юбилейный» фильм, а потом когда проект начал перерастать в документальный сериал, поддержавший наше начинание. Повлияет ли наш фильм на официальное государственное и церковное признание святого Феодора Томского бывшим императором всероссийским, сказать сложно. Однако, надеюсь, что новые, поднятые нами в архивах документы будут, что называется, приобщены к делу. А когда и с помощью каких инструментов произойдет окончательное отождествление двух этих фигур, решит Господь и Священный Синод. Хотелось бы, чтобы поначалу был дан толчок хотя бы «малым» делам: чтобы томские власти как-то разрешили нетерпимую ситуацию с домом купца Хромова, где проживал великий старец. Ныне он оказался приватизирован человеком, который просто дожидается обрушения здания, дабы построить там коммерческий объект. В конце концов, это не только место паломничества для православных верующих, но и национальное туристическое богатство для всех, любящих родную историю и ее легенды.