03.09.2015
культура: Вы только что вернулись с полуострова. Как местные жители полтора года спустя оценивают присоединение к России? Разочарованы или «жить стало лучше»?
Пиманов: Все всё понимают. Период очень тяжелый: санкции, многие бизнесмены начинали работать по украинским законам, теперь приходится перестраиваться. Но, общаясь с людьми, я понимаю, что они никогда не свернут с выбранного пути. Большинство из них осознанно стали россиянами. Понятно, что впереди тяжелый труд. Крымское хозяйство запущено: все — от дорог до коммуникаций — надо делать заново. Но никто не говорил, что будет легко. Надо не скулить, а работать. Есть ощущение, что все будет хорошо, у меня позитивный настрой после командировки.
культура: Слышал, что в Крыму Вы не столько отдыхали, сколько занимались подготовкой организации съемок нового художественного фильма, который будет посвящен событиям прошлого года на полуострове...
Пиманов: Это правда, мы будем там снимать кино. Но я бы не утверждал, что это фильм про Крым-2014. Это история о том, как развели в разные стороны два братских народа. Сюжет раскрывать не буду. Сейчас проводим кастинги, так что тех, кто исполнит главные роли, пока тоже не назову. Это очень дорогостоящий и сложный проект. Надеюсь, зрители его смогут оценить осенью будущего года.
культура: В юности Вы мечтали стать историком. Как думаете: что напишут, например, через полвека в академических исторических журналах и учебниках о нынешних отношениях России и Украины, войне на юго-востоке, присоединении Крыма?
Пиманов: Ничего себе вопросик (присвистывает). А вообще, я часто обсуждаю со сверстниками советское время. У меня много знакомых, которые очень негативно оценивают тот период. Я им говорю: «не судите, да не судимы будете». Представьте, что про вас напишут через 30 лет — как вы предали страну. Я, может быть, жестко скажу, но как раз мое поколение в 90-е сдало все: от образования до хоккея, от промышленности до армии, от нефтянки до социалки. Конечно, лично про себя я могу заявить, что не скурвился, не продался, но в целом, в том, что тогда произошло со страной, виновато наше поколение. Это моя жизненная позиция. Год назад Россия вернулась. Мы возвратили себе право не слушать ничьих указаний, как нам жить. Не нужно никого бояться: нет абсолютно всесильных стран. То, что США могут якобы кого угодно и где угодно достать и наказать, — не более чем голливудский миф. Хотя я люблю голливудские фильмы, конечно, лучшие из них, а не чушь, которую там тоже умеют снимать.
Что касается Украины... Мы пока не понимаем, что живем во время великого исторического перелома. О нынешнем конфликте, я думаю, будут писать примерно в том же ключе, как о Русском царстве после окончания Смутного времени. Сейчас еще мало кто об этом говорит, но Борис Николаевич Ельцин в Беловежской пуще одним взмахом пера вернул Россию в границы начала XVII века, в эпоху своего тезки Годунова. Это не значит, что нам надо сейчас отвоевывать территории — просто существует динамический процесс развития страны, этого нельзя не учитывать. Наши деды, прадеды собирали государство по крупицам, и вдруг один человек все разрушил. Начался фактический геноцид: только одних мужчин работоспособного возраста в 90-е погибло 2,5 миллиона человек. А сколько пенсионеров не выдержали стресса, когда они внезапно стали нищими — не на что было купить хлеба? Сколько офицеров ушли из армии, чтобы прокормить семью? Военный, человек, которому приходится подрабатывать, — это самое страшное, что может быть в любом государстве.
культура: А сколько не родилось детей...
Пиманов: И это тоже... Я недавно перечитывал статьи из западных СМИ — что писали о России в конце 90-х. Это некрологи: «деградация населения», «вымирающее государство». А сейчас они нас боятся: «Россия — мощная страна с одной из самых сильных армий в мире». Я считаю, что на эти визги надо обращать поменьше внимания и заниматься тем, что считаем нужным. Никто нам помешать не сможет.
культура: Давайте вернемся к телевидению. Начинается новый сезон. Чем порадуете зрителей?
Пиманов: На Первом канале будут выходить все программы, которые мы делали и раньше: «Человек и закон», «Жить здорово», «Здоровье». Выпустим несколько сериалов. Ох, не люблю я это слово... Лучше скажу: многосерийных фильмов. Например, «Власик. Тень одиночества» — о начальнике охраны Сталина генерале Николае Власике. Фильм охватывает период с 1926 по 1961 год. Я как продюсер уже хотел расстаться с тем временем, но после нашего «Жукова» и других проектов, посвященных той эпохе, оказалось, что в обществе большой интерес к теме. Начались звонки: давайте снимем «про Сталина», «про Васю», «про Свету» (про сына и дочь Сталина), про его ближнее окружение. И я задумался: кто из героев того времени видел все изнутри? Видел, как Сталин постепенно оставался один, как из живого человека он превращался в одинокого, всего боящегося монстра. Видел, как уходила его жена Надежда, Киров, другие соратники? Видел репрессии 30-х годов, знал, какие мысли и чувства владели соратниками Сталина, народом, интеллигенцией? Мы пришли к выводу, что именно Власик идеально подходит на роль главного героя. С одной стороны, он прошел со Сталиным весь путь, с другой — система, которую он честно строил всю жизнь, его наказала точно так же. Он был арестован за два месяца до смерти Хозяина. При этом заявил: «Не будет меня, не будет и Сталина». А когда тот умирал, Власика пытали в тюрьме, включали запись детского плача в соседней камере. Дважды имитировали расстрел — ставили к стенке и пускали пули над головой. В заключении он пережил два инфаркта. Мы сделали неоднозначную картину. Думаю, она вызовет много споров, я к этому готов.
Еще один проект этого года — «Маргарита Назарова», про нашу знаменитую укротительницу тигров. Там удивительная история любви. Уверен, что проектов такой сложности в России еще не делали. Например, знаменитый российский оператор Сергей Козлов, который работает почти исключительно в Голливуде, прочитав сценарий, приехал и отработал у нас на съемках от начала до конца — все восемь месяцев. Мы построили такие декорации цирка, что, разбирая их, плакали. Главную роль исполнила Ольга Погодина. Она разучила все аттракционы Назаровой с животными. Например, в одном из эпизодов засовывает голову в пасть тигру. После съемок месяца два ходила, как в трансе, и призналась мне, что это была главная роль ее жизни.
Выйдет в прокат фильм «Бабий бунт, или Война в Новоселково». Очень смешная качественная комедия о том, как три городские девушки, обиделись на своих мужиков, напились и очнулись, ничего не помня, в деревне на сеновале. Оказалось, у одной из них здесь был старенький дом, доставшийся в наследство. Туда-то они и приехали, изрядно покуролесив по дороге, вскружив головы местным мужикам. И на этих красавиц ополчились все деревенские бабы. Очень легкая, светлая история. Мне кажется, она понравится зрителям.
В этом сезоне покажем на ТВ и выпустим на DVD фильм «Овечка Долли была злая и рано умерла». Мне очень понравилось, как на него реагировал зритель в кинотеатрах — люди плакали. Думаю, он еще раз выстрелит. Я болел этим проектом лет пять. Там все мое. Это часть жизни, которую я всегда буду с удовольствием вспоминать.
культура: Много интригующего говорят о Вашем новом фильме «Танкисты».
Пиманов: Готовимся весной начать съемки. Это военная драма, основанная на реальных событиях. Под Ростовом, вдали от линии фронта, шла наша танковая колонна. Одна машина сломалась. Командир приказал экипажу ждать ремонтников, а потом догонять. Но немцы прорвали фронт и выскочили на этот танк. Сначала ребята увидели две бронемашины и расстреляли их. Но тут показалось вражеское соединение из 55 танков. Наши приняли бой. Из своей обездвиженной машины они подбили 18 танков и два грузовика с солдатами. Повторю, это реальная история, есть документы. Экипажу посмертно присвоили звания Героев. А потом оказалось, что трое выжили, уйдя из расстрелянной машины через нижний люк!.. И даже умудрились захватить немецкий танк и вернуться к своим. Уже написан сценарий, очень сочный, и, скорее всего, режиссером буду я сам. Главную роль сыграет Сергей Безруков.
культура: Как режиссер или продюсер Вы участвовали в создании десятков художественных и документальных фильмов, сериалов, программ. Какой проект особенно дорог?
Пиманов: Выделить что-нибудь сложно... Пожалуй, это фильм «Мужчина в моей голове». Его с удовольствием показывают разные каналы каждый Новый год. Я его очень люблю и говорю всем: «Хотите увидеть меня настоящего, смотрите «Мужчину...» Но не могу сказать, что этот фильм мне дороже, чем «Человек и закон». Это вообще святое! Вы же видите, как мы отмечаем начало сезона с группой, которая делает эту передачу. Замечательные ребята, я их очень люблю — лезут во все «горячие точки». Назову еще сериалы «Жуков» и «Александровский сад» — отлично получилось. На последний права на показ проданы до 2020 года. Он настроенческий, со своим позитивом. Не люблю снимать негатив. «Жить здорово» с Еленой Малышевой — тоже хороший проект. Мы специально сделали его таким провокационным, спорным.
культура: Вы же с относительно недавних пор еще и глава медиахолдинга «Красная звезда». Там какие изменения?
Пиманов: Решение возглавить его было для меня тяжелым. Все-таки и без того дел по горло. Долго думал. Но предложение получил лично от Сергея Кужугетовича Шойгу. Я его считаю близким человеком, отказать было невозможно. Его слова: «Должен же кто-то в нашей стране что-то построить». Он строит армию...
культура: ...а Вы — отношение к армии в обществе?
Пиманов: В какой-то степени, да. Но сначала нужно было провести внутренние реформы. Чтобы медиахолдинг стал эффективным, мог сам зарабатывать, чтобы вышел на ведущие позиции. Я привык работать в кинобизнесе, считаю, проект должен окупаться — это для меня как «Отче наш». К сожалению, на «Звезде» долгое время все было построено на иных принципах. Но за неполные два года нам многое удалось сделать. Проведена управленческая реформа, которая сделала работу намного эффективнее. Мы построили первый из запланированной серии съемочных павильонов. Там работает новостная студия, можно делать ток-шоу такого качества, какое там не могли себе раньше позволить, снимать кино. Я считаю наш павильон одним из лучших в Москве.
культура: Меняется ли зритель у канала?
Пиманов: Когда я пришел, мне говорили: «Какая хорошая ниша у «Звезды» — старые фильмы и немного новостей». Хорошая ниша — 2,2 процента аудитории. Средний возраст зрителей — 55+. Я отвечал, что при таких показателях могу почивать на лаврах еще года три, потом все рухнет. Мы запустили ежечасовые новости, которые пошли, как подорванные, рейтинг постоянно растет. В этом году хотим стать каналом влияния: аналитика, ток-шоу... Развиваемся. Как результат — аудитория помолодела на 15 лет.
культура: А что покажет «Человек и закон»? По-прежнему будете в кадре?
Пиманов: Обязательно. Сколько бы фильмов я ни снял, мое еженедельное появление в эфире значит для людей, да и для меня самого, гораздо больше. В первом выпуске сезона мы расскажем о маршах нацистов в Прибалтике, о событиях на Украине — эта тема по-прежнему цепляет зрителя. Меня каждый второй спрашивает, будет ли война между нашими странами. Конечно, это бред, ничего подобного не произойдет. Но общество сейчас реально находится в тревожном ожидании: война, война... Я трачу кучу времени, чтобы убедить всех в обратном. Тревога уже не столько за Украину — что будет с Россией в этой ситуации, вот вопрос. Поэтому мы начнем новый сезон с Украины. Придумали интересный ход, и не один. Какие? Смотрите программу. Постараемся достучаться до наших оппонентов, заставить их посмотреть лет на десять вперед. Например, когда те же латыши в очередной раз нападают на нас в информационном пространстве, я задаю им простой вопрос: «Ребята, вы когда-нибудь задумывались о том, что в годы СССР в вашей республике жило 2,6 миллиона человек, а сейчас меньше двух?» У них страна гибнет, а эти люди учат меня жить.
культура: Можете дать прогноз, что произойдет с миром в ближайшие годы?
Пиманов: Прежде всего, изменится лицо Европы. Недавно снимали кино в Италии. Разговариваю с местными. Жалуются: своей валюты нет, независимой внешней политики нет, нормальной армии нет. Страна оккупирована американскими военными, повсюду их базы. Такое происходит по всей Европе. Думаю, обострятся наши отношения с США. Сейчас Россия и Китай строят общий евразийский рынок. Население стран, которые в него войдут (кроме нас и Китая это Индия, Пакистан, Казахстан, Белоруссия), — более трех миллиардов человек. Этот рынок будет производить все: от машин до продовольствия, от сырья до гаджетов. В результате он попросту поглотит Европу. Американцам такое, конечно, не понравится. Они уже всячески нам противодействуют. Пока нашли у России только одно больное место — Украину, но будут и другие попытки. А с Украиной они понимали, что мы не можем не втянуться в конфликт. Ведь там наши люди, воспитанные на Достоевском и «Бриллиантовой руке». Мы одинаково думаем, живем, наши деды вместе погибали на фронтах Великой Отечественной.
культура: Сменим тему. Вы же большой поклонник спорта. Что для вас ближе: футбол или хоккей?
Пиманов: (Смеется.) Провокационный вопрос. Сергей Кужугетович как-то сказал мне: «Футбол? Нет такого вида спорта в нашей стране». И всегда смотрит на меня неодобрительно, когда я иду на футбол. Так что с министром обороны мы играем в хоккей. Но все же я кандидат в мастера спорта по футболу. Этот вид спорта — для меня религия. И если есть выбор, играть в футбол или хоккей, выбираю первое.
культура: Памятен скандал, когда в 2009 году в программе «Человек и закон» показали сюжет, как футболисты сборной накануне важного матча курили кальян и баловались алкоголем. С той поры команда так и не добилась никаких результатов. Ничего не меняется?
Пиманов: У нас в футболе больна система. Игрокам платят бешеные деньги, создали им тепличные условия, а играют они раз в неделю. Вот представьте: вы молодой парень, но уже долларовый миллионер, отыграли матч в воскресенье, вышли со стадиона, сели в красный «Феррари». Куда ехать? Правильно, в клуб или ресторан. В «кальянной истории» некоторые футболисты не на камеру, но на полном серьезе «успокаивали» меня: мы же профессионалы, за три дня до матча пить перестаем. Представляете?! А что же тогда они в остальные дни делают? Вот такие у нас спортсмены, но их так воспитали мы сами.
культура: 5 сентября у сборной России по футболу очень важный матч со шведами. Пойдете на стадион?
Пиманов: Конечно. Я и на прошлый матч ходил (14 июня сборная России на своем поле проиграла австрийцам 0:1. — «Культура»). Расстроился жутко. Думал, на стадион больше ни ногой. Но сейчас уже отошел. Верю, что у нашей команды, как и у всех нас, у всей страны, все будет хорошо.