01.06.2012
Табаков никогда не скрывал своей любви к «золотому фонду» советской драматургии — Вампилову, Володину, Розову. Свое отношение увековечил не только в ролях, но и в бронзе: перед входом в «подвал» на улице Чаплыгина установил скульптурную группу трех мэтров. Идею поставить «Гнездо глухаря» Богомолову, не поклоннику советской драматургии, подсказал, конечно, именно Табаков. Для него с именем Розова связаны звездные роли — от рубящего шашкой мебель романтика Олега Савина до умудренного Петра Адуева в «Обыкновенной истории». Табаков опекал пожилого драматурга в последние годы жизни, помогал чем мог. Нынешнюю постановку посвятил 25-летию «Табакерки».
Обращение к пьесе 1978 года режиссера новой формации Константина Богомолова было неожиданным и обещало не оставить от классика камня на камне. Но Богомолов не только камни оставил на месте: со скрупулезной точностью воспроизвел интерьер квартиры глухаря — высокопоставленного чиновника Судакова, разучившегося понимать близких, лишь немного сократил текст, убрал языковую архаику, которая могла бы сегодня сойти за гротеск. Без жесткой критики ко времени в целом, конечно, не обошлось. На одном полюсе — реющие кострами красные флаги, парады в ногу, комсомольская лирика. На другом — юная пионерка, демонстрирующая неумелый стриптиз: время соблазнов заметно сокращало путь от отличницы до путаны. Но от сути конфликта все это отвлекает мало.
Сохранив исторические и психологические реалии, Богомолов поменял в пьесе нечто глубинное — сместил внутренний центр тяжести. Это ясно уже из названия. У Розова главный герой, конечно, глухарь. Богомолов, называя спектакль «Год, когда я не родился», отсылает к обстоятельству, с которого начинается история: старшая дочь Судакова Искра (прекрасная работа Дарьи Мороз) только что сделала аборт и уже никогда не сможет иметь детей. Значит, то, что мы видим, мог бы рассказать тот самый ребенок, которому не позволили появиться на свет. Но не ко времени пришелся: амбиции, ложь, трусость отца, глухота деда, покорность матери не дали ему шанса.
И вот тут начинается самое интересное — богомоловское. Изменилось бы что-то в современном обществе, родись этот ребенок? На кого бы он походил? В чьи следы старался бы попадать? Кому бы шел наперекор? Желание проследить генетику, проанализировать корневую систему нынешних сорокалетних как раз и заставляет Богомолова с такой аккуратностью сохранять розовский психологизм и бытовую достоверность пьесы. Какой тротил был заложен отцами и дедами и как он взрывается сегодня? Фронтовик Судаков, прошедший жестокую школу жизни, еще имеет какую-то совесть и сострадание, ценит роскошь человеческой искренности — недаром с таким трепетом собирает за первомайским столом всю семью, недаром в конце, когда рухнут иллюзии, просит жену: «Давай позовем друзей». Плох или хорош Судаков? В исполнении Олега Табакова — однозначно хорош. Уютные интонации советского барина, такой про добрые дела забывает, но и злых, кажется, не делает. И только когда сын Пров (играет его и довольно убедительно младший сын Табакова Павел) попадает в милицию, когда Судаков узнает, что от Искры уходит муж, в первый раз глухарь чувствует, где у него сердце.
Но не этот вымерший почти вид интересует Богомолова. Зять Судакова — деревенский парнишка Егор Ясюнин, красавец с хорошей анкетой, прикормленный когда-то Искрой Судаковой невиданным бутербродом, с легкостью переплюнул тестя. Заняв желанную должность, не только растоптал любовь сострадательной Искры — доверие всей семьи обманул. И вот уже собирает вещи — его ждет Ариадна, дочь «самого» Коромыслова.
Однако и Егор в исполнении Александра Голубева выходит персонажем противоречивым, еще способным хотя бы из благодарности жалеть жену. Зато совсем рядом ходит тот, кто и Егора обскачет. Немногословный, сдержанный, молоденький Золотарев (ему автором даже имя не подарено). Одет с иголочки, предупредителен, зашел в дом Судаковых на минуточку — поздравить коллегу с удачным назначением, выпить рюмку водки в честь праздника. А под маской — только приподними — такое приоткроется... Когда он дотопает до вершин карьерной лестницы и от него будут зависеть судьбы людей, никого не пожалеет, сдаст, продаст, да просто в лицо не узнает, отвернется.
Розов говорил: Золотарев и есть самый страшный и опасный человек. За такими людьми — без чувства и совести — будущее. Недаром Богомолов именно Золотарева ставит особняком — под вьющееся знамя на фоне хроники парада. Он понесет его дальше — знамя лицемерия, корыстолюбия и равнодушия ко всему, кроме собственной выгоды. Егор у Богомолова уже лишен знамени.
Сценография спектакля — замыслу в помощь. Пожалуй, не было еще на сцене МХТ (спектакль «Табакерки» играется именно здесь) постановки, в равной степени объединяющей в себе театр и кино. Действие начинается с киношных титров. Занавес поднимается — перед нами столовая, коридор и кабинет Судакова. Декорации уходят вглубь сцены, комнаты отделены друг от друга прозрачным тюлем. Происходящее в них можно было бы лишь угадывать, если бы не экраны на «втором этаже» — над головами актеров. На них с десяти камер транслируется все происходящее одновременно во всех помещениях квартиры. Сценограф Лариса Ломакина обеспечила возможность всем зрителям рассмотреть такую крупность планов и такие ракурсы, которых ни с какого ряда не увидишь. Время от времени сцена закрывается экраном с хроникой советского времени: марширующие парады, фрагменты популярных передач, салюты. И традиционное финальное «конец». Крупные планы советской эпохи заканчиваются черно-белыми титрами. Но разговор о ее наследстве продолжается снова и снова. Выходит, недоразобрались, недомучились. Отчаявшись понять, что делать, снова ищем, кто виноват.
«Год, когда я не родился» Театр п/р О. Табакова Режиссер-постановщик Константин Богомолов Сценография Ларисы Ломакиной В ролях: Олег Табаков, Наталья Тенякова, Павел Табаков, Дарья Мороз, Александр Голубев, Надежда Тимохина, Роза Хайруллина и другие