Истина — в пиве

Елена ФЕДОРЕНКО

15.07.2012

Второй год подряд московский фестиваль «Летние балетные сезоны» принимает «Киев модерн-балет» — авторский театр Раду Поклитару.

Танец, которым занимается Поклитару, не поддается определению. Он непредсказуем. Равно далек от эстетства и от моды на исследование возможностей тела. Поклитару понимает: все истины уже известны, сюжеты открыты, новых тем не найти. Его дело — рассказывать человеческие истории по-своему, очищая каждую до эмоциональной сути. Поклитару обо всем — красивом и некрасивом, любви и ненависти, верности и предательстве — рассказывает с болью и сочувствием. Так что к его историям «подключаются» и крутолобые ученые, и дерзкая молодежь.

Труппа привезла три одноактных спектакля, не знакомых Москве. Морем волнуется занавес, перед ним — девушка, которую то обнимает ткань, то подхватывают невидимые руки, то слепит софит. Так начинается спектакль «Квартет-а-тет». Музыка нидерландского композитора Ада Мааса — переплетение четырех виолончельных голосов, разбиваемых плачем, криками, громами. Когда занавес отлетит в угол сцены, вместо задника возникнет прищур софита, и четверо героев с цирковой ловкостью поведут борьбу за первенство. В кульминации разборок и телесных перепалок занавес будут задергивать, и тогда на нем возникнут отражения. В этом причудливом театре теней размеры деформируются, на экране прыгают гиганты и крохи, монстры и карлики. А в финале героиня свяжет в один узел руки-ноги партнеров, и образовавшийся человечий клубок начнет движение без начала и конца — как сама история. И нужна ли победительнице независимость без тех, с кем переплела судьба?

Цветаевские строки «Крик разлук и встреч — ты, окно в ночи!», как ее же «Вот опять окно…» узнаваемы по переливам тончайших психологических импульсов в спектакле «Двое на качелях». Появляются и исчезают окна на заднике, на сцене — две кровати, два телефона, две квартиры. И два одиночества. «Двое на качелях» поставлены по мотивам пьесы Уильяма Гибсона на музыку Баха и душещемящей песни Чавелы Варгас. Героиня (Елена Долгих) всматривается в телефон так, что, кажется, видит его цветные внутренности, в звонке — ее жизнь и надежда. Герой (Алексей Бусько) вместе с чемоданом перекочевывает к ней в жилище. А когда исчезает — кончается ее жизнь. Неуклюжая жизнь, завязывавшая тела в странные горячие поддержки и акробатический танец на кровати, охватившая страстью на мгновение, течет дальше. Финал — женский молчаливый вопль.

Оба спектакля грустные, как непогода, и горькие, как полынь. Но Поклитару — любитель анекдотов и веселых историй, совсем не мрачный меланхолик, он мастер контрастов. Заставив публику вспомнить о печали, он предлагает пережить и всеобщее веселье — искрометным спектаклем In Pivo Veritas в жанре «слабоалкогольного зрелища». На деревянных столах кабака — закуска, пенящееся пиво, вокруг — разномастный люд. Длинноволосый богатырь с внешностью Гаргантюа (по совместительству репетитор труппы Анатолий Козлов) пританцовывает вразвалочку, пока его не сморит сон. Тут и начнется гульба. Юноши в килтах, девицы в ядреных по цвету нарядах под ирландские народные песни отведут душу в танцевальном марафоне. Не пиво, а дух молодости делает их одним веселым братством. Они пижонят и соревнуются, лихо закручивая движения. Забежавшая на шум из какого-то иного мира сильфида в белоснежной тунике оставляет не на шутку разошедшейся девице туфельку с плотным носком (намек и на классический балет, и на «Золушку», из-за которой обрушился на Поклитару гнев прокофьевских потомков). В этом одном пуанте она и танцует.

Жаль, конечно, что появившемуся в 2001 году хореографу Раду Поклитару — парадоксальному и самобытному, не нашлось места в столице, где мог бы появиться нескучный театр. Но он появился в Киеве. В кулуарах, правда, поговаривают, что в 2014-м Большой театр заварит проект Доннеллана и Поклитару. Сам хореограф этого не отрицает, но от конкретного ответа изящно уходит.