Случайные связи на темных аллеях

Анна ЧУЖКОВА

27.09.2013

?мьеру — инсценировку бунинских рассказов.

«Последние свидания» — очередной эксперимент, проведенный в тепличных условиях внутренних показов. На программке надпись: «Пробы и ошибки». На сцене только молодежь.

«Часто бывает легче умереть за женщину, чем жить с ней», — любил цитировать Байрона Бунин. Любовные истории из серии «жили долго и счастливо и умерли в один день» — явно не конек Ивана Алексеевича. Вот и спектакль ограничился лишь мимолетными свиданиями, каждое из которых — конечно, последнее. В композицию вошли четыре рассказа из «Темных аллей».

Где-то здесь, на пересечении тенистых дорожек встречаются журналистка Генрих (Ирина Горбачева) и ловелас Глебов (Юрий Титов), чтобы укатить в международном вагоне прямиком в курортный роман; подросток Витя Мещерский (Амбарцум Кабанян) влюбляется сразу в двоих: очаровательную кузину Соню (Серафима Огарева) и ее скромную подругу Натали (Наталья Мартынова); пьяный доктор (Дмитрий Захаров) рассказывает другу (Владимир Свирский) про незнакомку, похитившую покой; случайный прохожий знакомится с «на редкость милой» проституткой Полей (Серафима Огарева).

Как водится у Бунина, журналистку застрелит любовник, Натали умрет в родовых муках, незнакомка растворится в городе. И никакой счастливый случай не сведет ее с тем, кто забыть не может «тонкую талию» и «лиру зада». Правда, любовные встречи и расставания для молодого поколения фоменок — повод не только для лирической грусти, но и для шутки. Театральные зарисовки вышли из тени бунинских аллей на свет, чтобы вдоволь наиграться с сюжетами о молодых, страстных, увлеченных. Вместо меланхоличного предчувствия катастрофы — здоровая похоть, бабочки в животе и искорки влюбленности в глазах. В общем, «Последние свидания» получились менее всего похожими на воспоминания пожилого человека (Бунин начал писать «Темные аллеи», когда ему было 67), с брезгливостью думающего о смерти.

Девица (Роза Шмуклер), прощаясь с любовником, который внезапно бросает ее, звонко напевает и жеманится, чем смешит зрителей. Собеседник захмелевшего доктора засматривается на статную официантку в речном трактире, а та бесцеремонно требует чаевые: «Красненькую оставь». Что уж говорить о выходках Вити Мещерского, подглядывающего за купанием «нимф», краснеющего, храбрящегося перед первым поцелуем...

Строгие, скупые, на первый взгляд, декорации оказываются игриво притворными. Дымчато-зеленые стены — это шкаф со «скелетами». За незаметными дверками внезапно обнаружится бар, постель или полка купе, а то и целая комната — место любовного томления. Пространство населяют шутливые третьестепенные персонажи: портье, проститутки, официантка. Да и вообще постановка состоит из множества обаятельных мелочей. Вот только все эти детали, несколько сюжетов, полтора десятка героев, эффектные сценографические ходы так и не складываются в единое художественное целое. И спектакль звучит как разноголосье милых этюдов.