В точке пересечения

Сергей КОРОБКОВ

08.06.2012

На исторической сцене Большого театра в Международный день защиты детей собрали воспитанников детдомов из 83 регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них оказались в театре впервые.

Вступительное слово писателя Альберта Лиханова, предуведомившее благотворительный концерт учащихся Московской государственной академии хореографии, — четверть часа президент Международной ассоциации детских фондов рассказывал о том, какую работу ведет возглавляемый им Российский детский фонд, зал слушал с вниманием и отвечал аплодисментами. Когда начались танцы, все поменялось. Публика загудела, огласила ярусы, ложи и партер внушительным свистом, а вместо аплодисментов предпочла скандировать «Мо-лод-цы!» Легко представить, что студенты-выпускники и учащиеся Московской академии хореографии, ступившие на главную сцену Большого театра, чтобы предъявить результаты своей учебы, заволновались: с похожим на футбольное поле залом в первые минуты контакта не складывалось.

На сцене и в зале — почти сверстники, а общего языка найти не получается. Показалось даже, что концерт под угрозой и нервы будущих артистов вот-вот сдадут: одни никогда не выступали перед такой аудиторией, другие, скорее всего, никогда не видели воочию балет. Однако с малолетства приученные решать самые сложные задачи юные танцовщики овладели собой и вернули на лица улыбки. Зал по-прежнему бушевал, но что-то в нем незримо менялось, и свист то и дело уступал место тишине.

Безусловной новинкой от учащихся академии вышел финал концерта — мини-балет с говорящим названием At the still Point of the Turning World, поставленный к майским отчетам московской балетной школы американцем Клодом Дэвисом Робертсоном в технике contemporary dance. Превосходно отрепетированный педагогами выпускных классов маленький спектакль на музыку Вивальди заставил зал в буквальном смысле замереть. Вероятно, облеченные в пластику чувства исполнители оказались близки не очень просвещенному в балете зрителю. Возникла та самая точка пересечения, вокруг которой поворачивается мир.

Заметно переживавшая по ходу концерта за учеников ректор МГАХ Марина Леонова наконец-то смогла вздохнуть спокойно: не такому ли мастерству — устанавливать диалог с публикой — она со товарищи учила своих воспитанников долгие восемь лет?

В первой части концерта детям показали большое классическое па из балета Минкуса «Пахита» в хореографии Петипа. Солировали студентка выпускного курса Вомак Джой Аннабель и стажер академии Лабрадор Марио. Солистка взяла непослушный зал балеринской статью, торжественной прописью классического танца, партнер — больше эмоциями, нежели графикой чистописания. Пять вариаций, составивших «середину» этого парада классического танца, проинтонировали в едином стиле А. Лименько, А. Мамедова, Э. Ибрагимова, А. Ракитина, П. Заярная, чьи соло совсем не напоминали вынесенный на театральную сцену тренаж: каждая из исполнительниц выглядела артисткой, каждая, пусть не во всем идеально, стремилась создать в танце свой образ. Разноперый зал Большого посверкивал глазами — очевидно, что у непокорных зрителей по ходу балета рождались особенные симпатии. Во всяком случае выпускницу академии Анастасию Лименько многие узнавали в разных ликах: и в «Пахите», и в композиции Робертсона, и, конечно, в па-де-де из «Щелкунчика» Чайковского с хореографией Вайнонена. Попробовали было зашуметь и зашикать (вероятно, узнали музыку), но Настя заскользила в своей вариации под звуки челесты хрустальным шагом столь невесомо, что тут же стихли и от восторга оробели.

Классика — понятно, если она исполнена с таким погружением и такой проникновенностью, каким научили своих учеников педагоги МГАХ, — вообще заставляет робеть — что неокрепших неофитов, что вездесущих балетоманов. Тут тоже — точка пересечения.

Красивый и невообразимо трудный дуэт из балета «Сильфида» в хореографии Тихомирова Марина Леонова восстановила для обладательницы Гран-при Михайловского театра Ксении Рыжковой и стажера МГАХ Александра Омельченко. Ксения (на фото) учится в предвыпускном классе, но ее потенциал уже сегодня чрезвычайно высок — и по выучке, и по балеринскому апломбу, и по индивидуальности тонко чувствующей стиль танцовщицы.

Индивидуальность — ключевое слово, характеристика, которая позволяет в сегодняшнем ученике разглядеть будущего профессионала и творца. И нынешний выпуск МГАХ, и следующий за ним столь высокой характеристике не сопротивляются, на школьников мало похожи. То, что свой ЕГЭ на звание артиста они сдали первым летним днем на сцене Большого театра, — это точно. Сдали на пятерку.