11.12.2014
культура: Прежде всего, расскажите о премьере.
Рузиматов: «Город для одного», хореограф и художник по свету — Никита Дмитриевский. Музыка — сборная, из мелодий современных композиторов: француза, бразильца и португальца. Для меня это встреча с новой хореографией, работа интересная и серьезная.
культура: Анонс представляет исповедь отчаявшегося человека...
Рузиматов: «Город для одного» — ни о чем и обо всем одновременно, спектакль без определенной истории. Но я бы не назвал его бессюжетным, просто он складывается из человеческих эмоций и переживаний, наших внутренних изломов и страхов.
культура: Город, особенно большой, — это караван-сарай, людской муравейник. И вдруг — для одного...
Рузиматов: Даже в мегаполисе человек может оказаться один и испугаться этого одиночества. Привязки к определенному месту нет. В спектакле вообще нет никакой конкретики.
культура: Долго работали?
Рузиматов: Больше месяца. И еще продолжаем репетировать.
культура: Недавно Москва увидела балет Дмитриевского «Алем» в исполнении женской труппы Аstana Ballet. Поразила изысканная световая партитура, почти 3D-кино. В «Городе» Никита вновь разрабатывает хитроумный визуальный ряд?
Рузиматов: Мне он кажется сложным, но Никита говорит, что в сравнении с другими его работами партитура света довольно проста.
культура: У Вас с хореографом разница в возрасте — более полутора десятилетий, по сути, вы люди разных поколений. Как встретились?
Рузиматов: Я слышал о Никите добрые отзывы. Видел его работу в Мариинском театре (Дмитриевский неоднократно сотрудничал с артистами Мариинки, на сцене которой поставил одноактный спектакль «Мещанин во дворянстве» на музыку Рихарда Штрауса. — «Культура»). Когда у меня образовался хореографический вакуум и пришло время сделать что-то новое, обратился к нему. Путем долгих телефонных переговоров, растянувшихся на год, наконец, нашли время для совместного творчества.
культура: У Вас нрав горячий, Дмитриевский же производит впечатление человека уравновешенного. Сложно оказалось найти общий язык?
Рузиматов: Да мы и не искали. Я артист и должен реализовывать волю хореографа. Вот и все. Тут нет никакого компромисса. С Никитой спорить невозможно и не нужно — это во вред себе. Пластика непривычная и сложная, мне есть чему учиться.
культура: В Москве Вы станцуете еще и «Павану мавра» — Отелло или Яго?
Рузиматов: Отелло, до Яго пока не дорос. «Павана мавра» — одна из лучших постановок американского хореографа Хосе Лимона на музыку Генри Пёрселла, уже стала образцовой неоклассикой. Я люблю этот балет и давно его танцую. Есть спектакли, которые с годами набирают энергию и смыслы. «Павана» — из их числа.
культура: Третий балет программы — «Болеро»...
Рузиматов: Это фрагмент спектакля хореографа Николая Андросова «Поклонение болеро» на музыку Равеля, постановке четыре года. С «Болеро» мы много гастролировали по России и Европе.
культура: Недавно Вы возглавили балетную труппу Ростовского театра. Как ощущаете себя в статусе руководителя?
Рузиматов: Говорить об этом рано — прошло чуть больше трех месяцев. В сентябре представили премьеру «Поклонение болеро», октябрь оказался учебным: Марк Перетокин провел классические уроки, Никита Дмитриевский — современные. Мои друзья из труппы Розарио Кастро показали основы фламенко. Такой опыт нужен — танцовщики должны пробовать разные формы, не зацикливаться на классике.
культура: Вы думаете ориентировать труппу на современную хореографию или на классику?
Рузиматов: Ростовский театр родился как музыкальный, его балетная труппа молода, она появилась всего лишь 13-14 лет назад. Уже накоплен определенный репертуар, есть и классические спектакли. Кстати, в марте в Большом пройдут гастроли Ростовского театра, представим «Фауста» и «Драму на охоте» — балет Алексея Фадеечева. Мне бы хотелось ввести в репертуар, не скажу — камерные, но небольшие спектакли, с уклоном в современную хореографию. Все-таки классика требует более серьезной подготовки. Это удел имперских сцен. Мариинский, Большой — такие театры имеют право: у них есть традиции, ансамбль, школа.
Хорошо бы поставить в Ростове «Прелюдию» Начо Дуато — очень красивый спектакль. Планируем «Красный мак» Глиэра в хореографии Николая Андросова.
культура: Где теперь будете жить?
Рузиматов: На два города. Две-три недели провожу в Ростове, потом ненадолго возвращаюсь в Петербург. Езжу с концертами по России, бываю в Японии и во Франции.
культура: Почему Вы так редко выступаете в Москве? Такое устойчивое неприятие столицы петербуржцем?
Рузиматов: Во времена работы в Кировском-Мариинском театре вместе с труппой приезжал на гастроли. Когда же артист, как я сейчас, оказывается один на один со своими небольшими постановками, с приглашениями становится намного сложнее. Это, скорее, вопрос организационный. Противостояние же между москвичами и петербуржцами — больше миф, чем реальность. По-моему, сейчас все питерские актеры работают в основном в Москве.
культура: Вы дважды совершали крутые профессиональные повороты: ради руководства Михайловским ушли из Мариинки, а потом для продолжения танцевальной карьеры сняли полномочия в Михайловском. Чем были вызваны такие виражи?
Рузиматов: Ради руководства я бы танец никогда не бросил. Но у меня в Мариинском театре случались периоды, когда я не танцевал по полгода. В такое время и поступило предложение из Михайловского. Через год или чуть больше мне стало неинтересно и я почувствовал, что надо возвращаться на сцену.
культура: Владимир Кехман оставил Вас советником по художественным вопросам, как и Елену Образцову. К Вам часто обращаются за помощью?
Рузиматов: У меня сохранились очень хорошие отношения с Владимиром Кехманом. Да, бывает, он спрашивает мое мнение по какому-либо вопросу. Последний раз интересовался, как я отношусь к назначению в Академию русского балета Коли Цискаридзе. Ответил, что положительно — наконец, в Академии начнутся позитивные перемены.
культура: Ваша страсть к фламенко не прошла с годами? Вы же и сами работали в этом жанре.
Рузиматов: Последнее — большое преувеличение. Страсть к фламенко — это навсегда, но это страсть зрителя. Танцевать же фламенко могут только сами испанцы с их восприятием мира, южной кровью, особой техникой и народными традициями.
культура: Вы равнодушны к статьям критиков и чрезвычайно редко даете интервью. Есть ли среди Вашего окружения человек, чьему мнению доверяете?
Рузиматов: Для меня главный критик — тот, что сидит у меня внутри. Фильтр его требований пройти сложно, практически невозможно. Я не помню, чтобы я был доволен собой. Да и в классе всегда ощущаю себя учеником.
культура: Вы считаете себя балетным долгожителем?
Рузиматов: Мне кажется, в танце нет такого определения — возраст. Пока артист востребован, пока ему есть, что сказать, он имеет право выходить на сцену. И неважно, танцует он ведущую партию или просто сидит в кресле. Главное, его присутствие... Энергетика и харизма.