30.09.2012
Благотворительная компания доктора Ариэля занимается тем, что дарит людям счастье. Деньгами здесь не поможешь: моряка порадует песня родных краев, сурового судью растрогает пение соловья. Но дело семьи Бальбоа — особо трудное. Пожилой чете нужно вернуть внука Маурисьо. Сорванец сбежал из дома лет двадцать тому назад, стал преступником и бродягой. Чтобы облегчить горе своей супруги, мистер Бальбоа решается прибегнуть ко лжи во спасение и отправлять жене письма от лица внука, сочиняя в них благополучную судьбу парня, якобы ставшего на верный путь. Дабы поддержать иллюзию, внук непременно должен приехать к бабушке — да еще и с женой. За непростую роль берутся директор благотворительной компании и его новая сотрудница Марта, разыгрывая на глазах у умиленной бабушки влюбленную пару.
В спектакле Глеба Панфилова добрая сказка помещается в жестокую реальность, где благотворительность — всего лишь прибыльный бизнес. Мастерская добрых дел просто так существовать в нашем прагматичном мире не может. Заработок составляют продажи фильмов о собственной деятельности, например, расследование дела о сексуальном рабстве в Турции. Поэтому, когда Бальбоа (Виктор Раков) приходит за помощью в компанию, директор Диего (Игорь Коняхин) радуется находке: интересный сюжет принесет хорошую прибыль. Сцену обрамляют плазменные панели с логотипом и рекламными роликами благотворительной компании.
Не чурается фирма и продакт плейсмента — стол уставлен газировкой известной марки. Жестокая реальность продолжает свою экспансию, наступая на чудесный мир касоновских деревьев.
Панфилов придумывает героям трогательные биографии, несущие след социальной несправедливости. Диего-Маурисьо в прошлом был трудягой крановщиком, за любовь к людям пьяный отец избивал его, а мать целовала. Девушка с печальными глазами Марта-Изабелла (Анна Зайкова) в новом сценическом прочтении обрела наглядную причину грустить: из-за увольнения она едва не покончила жизнь самоубийством. Внук оказался не хулиганом, а прямо-таки Робин Гудом. А основатель благотворительного общества, красноречиво взирающий на нас с портрета (и это сам драматург), умер три года тому назад. Очевидно, не выдержав бездушности мира или столь активного вмешательства режиссера в собственную пьесу. По всему тексту в спектакле расставлены крючки, призванные разжалобить зрителя и прибавить истории пущей мелодраматичности. Даже финал режиссер переписал по-своему: деревья умирают от лжи.
Единственным объемным персонажем остается бабушка в исполнении Инны Чуриковой — обаятельная дуэнья, хранительница очага. В ее присутствии сцена оживает, наполняясь семейным уютом, добрыми шутками, внимательными взглядами и… танго. В прекрасных бархатных платьях, кружевных платках и шалях бабушка сродни своему нарядному дому. Сценография настолько детальна и сложна, что зрителю требуется недоуменно посидеть в темноте пару минут в ожидании смены декораций — от офиса к дому. Зато узнать сцену в следующем эпизоде невозможно. Окна, выходящие на Храм Святого Семейства, панорама воспроизведена вплоть до огней далеких домиков. Тяжелые темно-оливковые портьеры, добротная деревянная мебель, на стенах — бесчисленные картины, фотографии, всюду цветы, на этажерке — книги, кажется, подойди к ним — и увидишь пыль на корешках...
Казалось бы, режиссер сделал все, чтобы создать трогательный спектакль. Но те самые «крючки», на которые должен пойматься зритель, уж слишком хищно выпирают из оригинального текста. На фоне истории о продажной медийной благотворительности слезливые обороты, которыми нашпигован спектакль, обращают лиричную касоновскую комедию в подобие нравоучительной мыльной оперы.
«Ложь во спасение». «Ленком»
По мотивам Алехандро Касоны
Режиссер Глеб Панфилов
Сценография: Петр Окунев и Ольга Шаишмелашвили
В ролях: Инна Чурикова, Виктор Раков, Игорь Коняхин, Анна Зайкова