Кофе, сказки и нервные клетки: лаборатория в Северском музыкальном театре

Мария СИМОНОВА, Северск

31.01.2024

Кофе, сказки и нервные клетки: лаборатория в Северском музыкальном театре

За один день увидеть научно-популярный мюзикл о нервных клетках, услышать лекцию о сказке в опере, понаблюдать за сюжетом, происходящим в одной кофейне… Это возможно, когда в театре проходит лаборатория.

Северск — небольшой закрытый город в Томской области. Третий раз местный музыкальный театр принимает участие в проходящей при поддержке Территории культуры Росатома лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов».

— Такая лаборатория — это возможность познакомиться с новыми режиссерами, проверить, подойдет ли труппе материал, заинтересует ли зрителей. Проект предполагает открытые показы и обсуждения, они помогают понять, что бы люди хотели видеть в театре. Существовать в закрытом городе достаточно сложно. Когда приезжают специалисты из разных театров, это обогащает нашу работу, вдохновляет, позволяет не вариться в собственном соку, — поделилась с «Культурой» Елена Бурова, художественный руководитель Северского музыкального театра.

Насыщенному показами эскизов дню предшествовала неделя лабораторной работы. Уже на третий день зрителей пригласили на хореографический эскиз. Это была импровизация. Никакого сюжета, только возможность наблюдать за взаимоотношениями участников показа и их эмоциями, чувствами. Автор эскиза, хореограф Екатерина Стегний говорит «Культуре», что раскрывает индивидуальность артистов с помощью такого подхода:

— Интересна возможность создать что-то новое. На лаборатории идет исследование, даже за 2-3 дня каждый артист создает что-то свое, уникальное. Если балетмейстер даст ему информацию уже готовой, то она будет чужой. Для меня важно, чтобы танцовщик создал свое, с таким сокровенным материалом он по-другому выходит на сцену. Вижу по лабораторному показу, что самое главное произошло: обращение внутрь себя, снятие всех масок. Это очень сложно и страшно. Мы шли в этот страх, работали с ним. Думаю, ребята освободились от него.

Вся правда о нервных клетках

Основной день показов начался с неординарного эскиза спектакля «Нервные клетки не восстанавливаются». Это мюзикл-научпоп об устройстве нервной системы. История ее развития и объяснение терминов в сочиненной драматургом Полиной Коротыч пьесе переплетаются со взаимоотношениями двух узнаваемых персонажей — замученной обилием работы и стрессами мамы и ее капризного сына. Узнавать больше о нервной системе ребенка заставляет пугающая фраза мамы, что у нее осталась лишь одна нервная клетка. Этапы формирования разных отделов нервной системы человека из сухой теории превращаются в сцены с колоритными персонажами — доисторическими рыбами и млекопитающими, обладающими своим характером. Они всегда в движении, кто-то передвигается на гироскутере, кто-то на мотороллере, а кто-то на летающем корабле.

Поставить для детей спектакль в жанре научпопа — задача необычная, поясняет «Культуре» режиссер эскиза Константин Денискин.

— Хочется, чтобы ребенок на спектакле не просто посмеялся над шутками, танцами, получил удовольствие, а еще и запомнил теоритическую информацию, термины.  Я впервые решал такую задачу, мне было интересно не только вызвать у зрителей эмоции, но и помочь им усвоить научную информацию, — говорит он.

Важная часть лаборатории — обсуждение увиденного. После эскиза о нервных клетках говорили и взрослые, и дети, и даже врачи (успокоившие всех, что нервные клетки все-таки можно восстановить). Тема стресса и научпоп на сцене оказались интересны многим. Диалоги со зрителями модерировал Сергей Буланов, музыкальный критик, музыковед:

— Искусство требует отклика — поделиться впечатлениями, поспорить. В этом его смысл, что на лабораториях очень чувствуется, — полагает Сергей.

Кроме общения со зрителями после эскизов, Сергей Буланов прочитал на лаборатории лекцию «Сказка — актуальная интерпретация в оперном спектакле», где привел примеры спектаклей по «Снегурочке» Островского и «Сказке о царе Салтане» Пушкина, показав, как эти сюжеты пересекаются с современностью.

История о кофе и людях

На завершающем показе лаборатории в зале царил запах любимого многими напитка — играли «Кофейную кантату» Баха, музыку эпохи барокко. Композитор в 30-х годах XVIII века сочинил это произведение не для театральной сцены, а по заказу кафе Циммермана в Лейпциге. В то время к кофе относились с недоверием, напиток был запрещен для женщин. Традиции общения за чашечкой кофе не существовало. Кантата, звучащая в кофейне, стала первым шагом, изменившим отношение к этому напитку.

— Наш эскиз про любовь, ее разные грани — любовь к кофе, к своему делу, к семье, к мужчине. Любовь объединяет! Накануне лаборатории я думала, что будет интересно сделать реконструкцию, погрузить зрителя в XVIII век. Но прилетела, погуляла по городу, увидела добрых, интеллигентных людей. Их дружелюбие заметно в мелких деталях, чувствуется в местных кофейнях. Поняла: надо сочинять эскиз не про Германию XVIII века, а про людей, их взаимоотношения. По атмосфере это «добрая опера». Родилась идея сделать интерактив с залом, а актеров одеть как современных людей, в джинсы, словно все происходит здесь и сейчас, — рассказывает «Культуре» режиссер эскиза Дарья Гордиенко.

Появилась история, что папа открывает кафе для дочки, любящей кофе. И увлеченный своим делом бариста в один прекрасный момент становится ее избранником (сначала мужа в шутливой форме искали среди зрителей). На такой счастливой и наполненной кофейным ароматом ноте лаборатория и завершилась.

Проект «Театр Наций — театрам атомных городов» появился в 2019 году. Программу трансформируют каждый раз — идут от театров и актуальных для них вещей.

— С 2023 года мы расширили лабораторию — кроме эскизов, мастер-классов, образовательной части добавили техническую программу. Общаемся с цехами театров, узнаем, что им необходимо. В Северске за три дня технической лаборатории заново измерили лазерными линейками планировку сцены, все штанкеты, их длину, отрисовали их в специальной программе с учетом всех особенностей пространства. Приезжали специалисты по звуку — недавно в театре приобрели мощнейший звуковой пульт, с подобными умеют работать немногие звукорежиссеры. Что касается творческого направления, то мы учитываем мнение художественного руководства, тех, кто знает, что будет сейчас полезно и интересно артистам, — рассказывает «Культуре» Анна Орехова, куратор лаборатории «Театр Наций — театрам атомных городов».

В Северском музыкальном театре лабораторию проводят в третий раз. На первой работали над эскизом «Жанны д’Арк» по «Жаворонку» Ануя, специально писали для него музыку, процесс занял несколько месяцев. В 2022 году сочинили эскиз по опере «Евгений Онегин». Работу над нею продолжили, спектакль вошел в репертуар театра. Нынешняя лаборатория — особенная.

— Технических специалистов такого уровня у нас не было. Одно дело, когда ты изучаешь оборудование по инструкциям, а другое — когда приезжают реальные люди, эксперты. Вторая особенность — мы впервые показывали на лаборатории три работы. Был взят более камерный материал. Такой вариант предложила я, поскольку понимала, к большому материалу нужно заранее готовиться, а осень в нашем театре получилась очень насыщенная, времени на работу по лаборатории не было. В прошлом году мы выпускали спектакли большой сцены, было бы неплохо попробовать и малую форму. На лаборатории мы взяли непривычный для театра материал — барокко и научпоп, — объясняет Елена Бурова.

Результат эксперимента с новым материалом получился вдохновляющим. Лаборатория закончилась, а работа над ним будет продолжена. «Нервные клетки не восстанавливаются», скорее всего, станет спектаклем. А судьба «Кофейной кантаты» обсуждается с режиссером. Эскиз получился удачным, но очень коротким, всего на 30 минут. Надо решить, с каким материалом его можно объединить в один спектакль. 

Фотографии: Евгений Седельников/предоставлены Северским музыкальным театром.