24.01.2024
Евгений Колобов когда-то задумывал свой театр как новаторский — отсюда и название «Новая опера». В день рождения маэстро-основателя, 19 января, на Крещение всегда открывается посвященный его памяти фестиваль. В этом году его старт оказался новаторским.
«Новая опера» в новых геополитических реалиях, когда затруднены контакты с зарубежными оперными театрами, первая из российских театров осенью 2023 года прибегла к практике копродукции не с иностранной институцией, а с другим отечественным оперным домом. Так на ее сцене появился «Летучий голландец», совместная постановка с Пермским театром оперы и балета имени Чайковского. Найденную линию решили продолжить — «Война и мир», предъявленная на открытии фестиваля, — копродукция с Молодежной оперной программой Большого театра России. Все главные и многие второстепенные партии в новой постановке отданы питомцам Дмитрия Вдовина — нынешним и бывшим (то бишь выпускникам программы), солисты «Новой» исполняют лишь важные возрастные роли, а хор и оркестр, естественно, из колобовского театра.
Идея превосходная: опера Прокофьева населена молодыми персонажами, воплощать которые на сцене сподручнее именно юным певцам-артистам. Правда, музыкальный язык композитора непрост, вокальные партии требуют недюжинного мастерства, но для Молодежки ГАБТа это не проблема — туда идут лучшие вокальные кадры страны и сопредельных государств. Этой молодежи под силу достойно представить многотрудную прокофьевскую партитуру.
Премьерный показ это полностью подтвердил: пели отлично. Ясный звук и пластичное легато Елене Гвритишвили, исполняющей роль Наташи — мечтательной, затем экзальтированной и, наконец, смиренной, — сделали героиню и аристократичной, и по-настоящему юной. Князь Андрей у Ильи Кутюхина получился благородным, невозмутимым, всегда застегнутым до последней пуговицы. Это исполнение вызвало в памяти одного из лучших Андреев отечественной сцены — незабвенного Юрия Мазурока. Ульяна Бирюкова, воплотившая на сцене образ цветка зла Элен Безуховой, наполнила партию и обольстительными, и ядовитыми интонациями. Мощный баритональный тенор Игоря Онищенко ярко нарисовал «безбашенного» проходимца Анатоля Курагина. Наконец, сложнейшая партия всей оперы — Пьер: тенору Илье Легатову хватило мастерства и самоконтроля, чтобы оказаться выразительным в этом образе, не пережать ни с эмоциями, ни с вокальной экспрессией.
Опера Прокофьева густонаселена, и можно еще долго перечислять многочисленные небольшие, но важные партии-роли, в которых габтовская молодежь оказалась состоятельной. Среди солистов «Новой оперы» блеснули и добротным профессионализмом, и актерским куражом Александра Саульская-Шулятьева (Ахросимова), Виталий Ефанов (Ростов), Андрей Фетисов (Болконский) и другие. Нашлось ли бы в труппе театра достаточно собственных молодых солистов, чтобы не прибегать к услугам Молодежки? Думается, что да — труппа в театре большая и весьма талантливая, в ней много молодых сил, и если спектакль будет жить дальше, то штатные солисты могут взять на себя ряд партий и успешно в них выступать. Однако проделанный эксперимент полезен и для юных габтовцев, и для штатников «Новой»: первые получили возможность выйти на большую сцену в большом и сложном спектакле, вторые — оценить их искусство, сопоставить со своим уровнем.
Оркестр и хор театра (хормейстер Юлия Сенюкова) под управлением дирижера Тимура Зангиева показали хороший уровень овладения новым материалом, многие страницы прозвучали вдохновенно, был найден баланс между сценой и ямой, а некоторые помарки существенно впечатления не портили. В сцене екатерининского бала прекрасно себя проявили учащиеся Хореографического училища имени Лавровского — их воздушный танец усилил поэтическую линию спектакля, заметно его оживив.
Но копродукцией экспериментальность новой работы театра не исчерпывается. В крещенской версии «Новой» спектакль получил расширенное название — «Война и мир. Наташа и Андрей». Режиссер Алексей Мартынов (Мастерская Брусникина — еще один участник копродукции) взял для своего оперного дебюта не циклопическую эпопею Прокофьева целиком, а лишь девять ее картин, преимущественно мирных, сосредоточившись на лирической истории главной пары.
Тут стоит вспомнить, что опера композитора относится к тому классу произведений для музыкального театра, которые чаще всего определяют такими грозными эпитетами, как «глыба», «титан», «эпопея». Это совершенно справедливо, и тому есть объективные причины. Первая — это литературная основа оперы: одноименный роман Льва Толстого еще в большей степени заслуживает таких же эпитетов. Вторая — продолжительность самой оперы, огромное количество музыкального материала, написанное для нее композитором: Прокофьев и его супруга и либреттист Мира Мендельсон взялись за практически невыполнимую задачу — положить на музыку весь толстовский роман-эпопею. Конечно, философские отступления великого русского писателя, его описания природы и характеров персонажей положить на музыку было невозможно. Но и лирику, и драматизм, и героику авторы попытались втиснуть в условности оперного жанра.
Получилось произведение, которое при исполнении без купюр должно исполняться в два вечера — то есть как дилогия из двух полноценных опер: сначала «Мир», потом «Война». Именно так и было сделано впервые в 1982 году в Пермском театре оперы и балета. Но, несмотря на грандиозность затеи, пока тот опыт не спешат повторять другие театры. Хотя в принципе такое возможно — ходит же просвещенная европейская и американская, да и российская (точнее, петербургская) публика на тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» четыре вечера подряд! Но это, вероятно, в будущем. Пока же театры дают оперу-эпопею в один вечер, допуская изрядное количество сокращений, которые в первую очередь касаются военных картин. В целом это оправданно — «Мир» у Прокофьева получился гораздо более интересным, проникновенным.
Однако одно дело купюры, другое — полная переакцентировка сочинения. В версии «Новой» материал получился в целом драматургически несбалансированным, малоконтрастным, местами слишком монотонным, однообразным по идейно-эмоциональному наполнению, не имеющим предусмотренной автором логики развития и кульминаций. Как эксперимент, разовое мероприятие, такой подход возможен, но как репертуарный спектакль в афише — вряд ли. Лишь картина бала (вторая по счету) и одна из двух военных картин, взятых в эту постановку (восьмая по счету — перед Бородинским сражением), оживляют и масштабируют действие, в остальном же повествование ютится в камерном формате, и оттого получается слегка скучноватым. И в этом скорее минус новой работы.
Постановка была анонсирована как полусценическая-полуконцертная (semi-stage), однако в условном жанре оперы и эта декларация оказалась условностью: получился вполне полноценный спектакль, хотя и выполненный в минималистической эстетике сценографии (художник Сергей Рябов). Черно-бело-серая гамма, графичность визуальных образов, доминирование светового оформления (Татьяна Мишина), существенная роль видеоконтента (Вера Ахмеджанова), отвечающего за второй идейный план (мысли и воспоминания, аллюзии и видения героев, о которых лишь намекают музыкальные лейттемы), элегантные костюмы — в совокупности создают полноценный театральный продукт. И это, безусловно, плюс свежей премьеры.
Программа главного зимнего московского музыкального форума, каковым является Крещенский фестиваль, помимо прокофьевского шедевра предлагает еще много интересного. До 10 февраля в «Новой опере» будет звучать музыка Шенберга, Онеггера, Гайдна, Шмидта, Корнгольда, Цемлинского, Шостаковича, Шебалина и многих других. Не обойдется и без главного оперного композитора Джузеппе Верди — будут исполнены его редкая опера «Разбойники» и бессмертный Реквием.
Фотографии предоставлены "Новой оперой". Фотограф Екатерина Христова.