Фестиваль «Видеть музыку» представил «Войну и мир» глазами донецких артистов

Елена ФЕДОРЕНКО

13.09.2023

Фестиваль «Видеть музыку» представил «Войну и мир» глазами донецких артистов

В Большом театре состоялась мировая премьера балета «Война и мир» важное событие в контексте времени. Спектакль показали в рамках VIII фестиваля «Видеть музыку», проводимого при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Благодаря поддержке этого Фонда осуществилась грандиозная постановка «Войны и мира» по мотивам романа-эпопеи Льва Толстого. Балет небывалый и единственный в своем роде он рожден усилиями трех трупп: Донецкого театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко (спектакль входит в репертуар «Донбасс Оперы»), Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева и театра «Кремлевский балет» из Москвы. Двести десять артистов и музыкантов. Более трехсот костюмов. Первые два показа прошли в Симферополе, на сцене Крымского музыкального театра в конце августа.

Постановка «Войны и мира» давняя мечта хореографа Андрея Петрова, создателя и руководителя «Кремлевского балета». Он рассказывал о своем замысле еще в начале 90-х. Андрей Борисович ушел из жизни до премьеры, но никакого мемориального оттенка в балете нет он не замутнен ностальгией. Более того, пронизан верой и любовью, объединяющей поколения и времена, и деятельной мыслью живого мужественного единения, такой актуальной сегодня. Постановочные приемы, ясный пластический почерк, построение мизансцен, особенности актерской игры передают узнаваемый собственный стиль хореографа и заставляют вспомнить его давний балет «Наполеон Бонапарт». В нем источник размышлений хореографа на вечную тему противостояния мира как чуда, символа созидания и войны, беспощадной и разрушительной.

Оркестр и маэстро Юрий Парамоненко с уважением и тактом передают прекрасную музыку Вячеслава Овчинникова — огромная партитура была написана для эпохального фильма Сергея Бондарчука. Упругие ритмы военных маршей и нежная романсовая лирика, салонные танцы на дворцовых балах и родные народные напевы — талантливая музыкальная драматургия многоцветна и полна контрастов.

Роскошные декорации, рожденные фантазией Григория Белова, нарочито театральны. В них пиршество цвета и мощь, подчас чрезмерная, метафор: бескрайние снежные просторы и горящая Москва, колесо Фортуны и пушки, сани и телеги, колонны и арки, символика мировых войн. Главная тема убранства сцены доска с шахматными фигурами как знак сражения, противостояния, стратегии, логики. И здесь немало смыслов: четкая иерархия положений и война, распоряжающаяся людскими жизнями как пешками, и напоминаний  шахматами увлекался Наполеон, эту игру уважал Кутузов. Художник по костюмам Ольга Полянская придумала выразительные костюмы: пышные, красивые платья, стилизованные под начало XIX века, и прозрачные туники, парадные мундиры и старомодные сюртуки, тулупы ополченцев и крестьянские сарафаны.

Спектакль пронизан духом доброй ретроэстетики, он образец литературного балета. Театр словно приглашает нас перелистать страницы великого романа: десятки коротких сцен с точным соблюдением хронологии следуют одна за другой, настоящее сменяется будущим. Временами действие на секунды замирает и возникают ассоциации с живописными картинами, но миг и полотна оживают. Самые запоминающиеся фрагменты спектакля, искреннего и чистого: знаменитые битвы Аустерлиц и Бородино, в них радость успеха заслоняется горечью потерь, войну «надо принимать строго и серьезно», как «страшную необходимость» (Лев Толстой). Сцена смерти Болконского поставлена как красивый чувственный дуэт Наташи и Андрея то ли трагическое расставание, то ли воспоминание о пригрезившемся счастье, которое разрушено и ушло навсегда.

Отец важное слово для Льва Толстого и Андрея Петрова. Актерами-отцами она «прочитана» в балете глубоко. Педантичный и строгий князь Николай Болконский (Мирослав Грабовский), веселый и чуть сумасбродный граф Илья Ростов (Павел Дранов), умирающий граф Безухов (Денис Алифанов), высокомерный и самоуверенный князь Василий Курагин (Артем Алифанов) живые толстовские образы и даже грим стариков «навеян» романом.

Роли главных для Толстого персонажей романа: Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера, вокруг судеб которых разворачиваются события, исполняют солисты «Кремлевского балета». Наташа Ростова Екатерины Первушиной прелестна и в сценах легкомысленной юности, и в любви к Андрею, и в неверном увлечении, и в расставании с Болконским — талантливая балерина убеждает в своем актерском даре. Глубокий образ Пьера Безухова создает Михаил Евгенов: умное лицо, благородные манеры, точное перевоплощение в человека, который не может преступить нравственные законы. Андрей Болконский Даниила Росланова — сдержан и аристократичен, горд и умен. В балете в полном согласии с Толстым вышеперечисленные герои главные, но спектакль не бенефисный, а ансамблевый с яркими актерскими работами, которые заслоняют недокрученные пируэты и смазанные прыжки.

Романа Белгородского москвичи запомнили на прошлом фестивале «Видеть музыку» «вечным странником» и авантюристом Пером Гюнтом. Его харизматичный Наполеон честолюбив, заносчив, амбициозен. Рядом с ним персонаж, названный Война, 19-летняя донецкая балерина Дарья Донцова представляет слепую силу, сеющую кровопролитие и ненависть. Видно, как отважные солисты многострадальной «Донбасс Оперы» тоскуют по сцене страстно и азартно они знакомят зрителей со своими героями. Виктория Губрий передает душевное сияние княжны Марьи, Анастасия Никольская подчеркивает царственную гордость Элен. Лиза обаятельной Анны Вальчик явно предчувствует свою горькую судьбу, Николай Жучков запоминается в образе лихого кавалериста, Валерий Видманкин «проводит» Николая Ростова от простодушного романтика до ответственного офицера. Убедителен в роли Кутузова солист Марийского театра Артем Васильев. Балет «Война и мир» москвичи встретили восторженно.

Фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» продолжается: до декабря на разных сценических площадках Москвы пройдут спектакли музыкальных театров России и стран СНГ. Фестиваль станет одним из самых представительных смотров отечественной музыкальной сцены.

После премьеры «Культура» поговорила с продюсером постановки заслуженным артистом России Айдаром Шайдуллиным.

Когда уходит из жизни автор нерожденного спектакля, его идейный вдохновитель, проект нередко погибает или переносятся сроки выпуска. Как удалось продолжить задуманное и выполнить планы?

На проекте я был с самого начала, когда подавали документы на спецконкурс Президентского фонда культурных инициатив при помощи Фонда локомотив «Войны и мира» разогнался стремительно. Тогда Андрей Петров позвонил худруку «Донбасс Оперы» Вадиму Писареву с предложением совместной постановки, тот подхватил начинание и закипела работа. Андрей Борисович поставил весь хореографический текст за два месяца, к 15 апреля мы его записали на видео, а через неделю Андрей Борисович скоропостижно скончался. Для нас это был сокрушительный удар. Я не знал, что делать, но отступать не привык.

Ваш упрямый характер известен…

Видел, как все переживают, и понял, что не могу позволить остановить процесс. Принял решение: на панихиде сказал, что дело доведем до конца, балет, рожденный в коллаборации трех театров, состоится. К тому времени уже сложились теплые отношения между участниками артисты из разных городов друг другу помогали, общались, дружили. Все мобилизовали свои силы. Вадим Писарев и гендиректор «Донбасс Оперы» Евгений Денисенко, сохранившие в военное время рабочее состояние театрального коллектива со всеми цехами и службами, возглавили творческий процесс. Министр культуры Донецкой народной республики Михаил Желтяков помогал театру. В ежедневном режиме репетировали ассистенты хореографа Жанна Богородицкая и Валерий Рыжов они провели огромную работу, буквально на износ.

Кто подготовил балетную партитуру из многочасовой киномузыки «Войны и мира» Вячеслава Овчинникова?

Наталья Викторовна Синицына, вдова композитора, любезно согласилась собрать партитуру. Музыкальную редакцию осуществляли Игорь Пономарев, помощник автора музыки, и композитор, оркестровщик Владимир Качесов.

Где проходили репетиции?

Донецкие солисты приезжали в «Кремлевский балет», трудились интенсивно, дней по 1015. Им нравилось репетировать в Москве, они словно попадали в другую жизнь, где все спокойно и нет постоянных рисков. Они работали с удовольствием и полной отдачей. Многолюдные массовые сцены «собирали» в Донецке. Там же изготавливали жесткие декорации и бутафорию. Костюмы и обувь шили в Москве, Ростове, Воронеже, Донецке, Перми. В Йошкар-Оле готовили часть мягких декораций, монтировали и тестировали приобретенные для спектакля светодиодные модули, из которых собирали важный элемент декора — экран. Можно сказать, что оформлению «Войны и мира» помогала вся Россия.

Увидят ли этот патриотический спектакль жители России?

Мы хотим показать его в разных регионах нашей страны там, где есть оперно-балетные театры; на маленьких сценах спектакль не поместится. Двенадцатого сентября показ в Воронежском театре оперы и балета, в него интегрируются воронежские артисты. Дальнейший маршрут Ростов, Краснодар, Сочи, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск. Планируем показать спектакль в Минске, в Большом театре Беларуси, и поставить «Войну и мир» в афишу Йошкар-Олы, премьера намечена на декабрь.

Вы приезжали на репетиции в Донбасс?

Конечно, и не один раз. Впервые ехал на Донбасс с неуютным чувством, но тревожные ощущения отступили, когда началась работа. Подумал: «Чему быть, того не миновать» и успокоился. Жизнь в Донецке городе красивом, зеленом, цветущем нелегкая: с пяти часов комендантский час, улицы пустеют, все закрывается. Перебои с подачей воды, электроэнергию выключают, слышны обстрелы.

С начала спецоперации Донецкий театр зрителям спектакли не показывает опасно, выступает только на гастролях, но занятия и репетиции не отменяются. Балет «Война и мир» ставился в условиях боевых действий, репетиции проходили под звуки выстрелов. В театре есть место, оборудованное как бомбоубежище. Театральное здание ранено: фасад посечен осколками, во многих помещениях выбиты стекла и двери. Повреждения устраняют, но появляются новые. В мой последний приезд произошел жуткий случай: Вадим Писарев зашел в аптеку, расположенную рядом с театром, а когда вышел и отошел на несколько шагов, раздался взрыв  аптечное здание было разрушено до основания.

Расскажите о программе-спутнике, что сопутствует премьере.

Это культурно-образовательная программа для участников проекта и местных специалистов и учащихся. В Крыму провели три лекции: «История балетной драматургии», «От «Жизни за царя» до «Войны и мира», «Принципы художественного оформления спектаклей и праздников». Удивился той популярности, которой они пользовались, многие заглядывали из любопытства, увлекались и оставались. Аудитория слушала внимательно, молодежь вступала в дискуссию, задавала вопросы. На сцене Симферопольского театра профессионалы проводили танцевальные мастер-классы для крымских и донецких детей из самодеятельных и народных коллективов.

Какие впечатления у артистов от спектакля в Большом?

Ребята счастливы после премьеры зрители устроили овацию, финал каждой сцены сопровождали аплодисменты. Публика подключилась к тому эмоциональному подъему, что царил на сцене.

Фотографии Елена Пушкина / предоставлены Донецким оперным театром.