Гала-концерт Benois de la danse в Большом: три десятилетия триумфа

Елена ФЕДОРЕНКО

10.06.2022

Гала-концерт Benois de la danse в Большом: три десятилетия триумфа

На Исторической сцене Большого театра при поддержке Минкультуры РФ состоялся балетный гала-концерт в честь тридцатилетия приза Benois de la danse. В этом году из-за невозможности приезда иностранных гостей пришлось ограничиться только этим — победители не были названы, а призы не вручались.

Весенняя Москва всегда с нетерпением ждала церемонию вручения приза Benois de la danse. Традиционно это мероприятие представляло собой двухдневный фестиваль: в первый вечер награждение лауреатов венчалось концертом победителей и дипломантов, на следующий день шел гала лауреатов разных лет. Оба события, за редкими исключениями, проходили в Большом театре, на той же сцене, где Benois de la danse начинал свою историю 29 апреля 1992 года. Лауреаты получали статуэтку танцующей пары, изготовленную французским художником Игорем Устиновым — потомком семьи Бенуа. Все соискатели получали дипломы, что тоже весьма почетно.

Мировые новинки на протяжении трех десятилетий балетоманы узнавали благодаря Benois de la danse.

Судейская бригада менялась ежегодно, бессменным оставался только председатель жюри — президент Международного союза деятелей хореографии Юрий Григорович. Арбитрами становились художественные руководители легендарных компаний и первые лица крупнейших балетных театров, знаменитые хореографы и выдающиеся танцовщики. Члены жюри выдвигали номинантов — за постановки и роли прошедшего календарного года. Работы соискателей судьи отсматривали по видеозаписям, а собравшись в Москве накануне фестиваля, выбирали победителей в номинациях «Хореограф», «Танцовщица», «Танцовщик». Иногда отмечались работы композиторов, сценографов, либреттистов. Деньги от благотворительных концертов шли на помощь балетным ветеранам.

В нынешнем году состав жюри и список номинантов были определены в срок, но в сложившейся ситуации санкций привычный формат оказался невозможен. Но тридцатилетний проект, поддерживающий все самое интересное и лучшее, заслужил праздника — достойного и прекрасного в российском искусстве достаточно.

Концерт российских звезд, среди которых немало победителей Benois de la danse, показался ярким и содержательным. Блок классических сочинений открыл вальс из обновленной «Спящей красавицы», где с упоением вместе с артистами Большого театра танцевали учащиеся Московской государственной академии хореографии. Адажио с четырьмя кавалерами из того же шедевра представило молодую солистку Еву Сергеенкову, подающую огромные надежды. Ее юную принцессу Аврору отличали шарм, грация и совершенное чувство позы.

Белое адажио из «Лебединого озера» звездные солисты Светлана Захарова и Денис Родькин провели трепетно и проникновенно, их чистое, слегка замедленное исполнение было образцовым, идеальным — с выверенными дыханием рук, поворотами головы, поддержками. Классическая часть концерта включала и па-де-де из балета «Корсар», которое мариинские солисты Кимин Ким и Оксана Скорик станцевали так вольно и свежо, словно его сочинили специально для них. Тонкий, гибкий, обаятельный Кимин Ким взорвал зал зависающими в воздухе полетными прыжками и ясностью танца, подтвердив свою репутацию всеобщего любимца.

Сцена «Аппиевой дороги» и адажио из «Спартака» Юрия Григоровича — классический балет советского периода — представили несколько отяжелевший, но не потерявший свой высокий природный прыжок Иван Васильев, легкая Анастасия Сташкевич и артисты, с полной отдачей танцевавшие пастухов. Среди них нельзя не отметить Егора Шаркова, потрясающе взлетающего в рискованных прыжках и наполняющего страстью пластическую конструкцию. Солисты Михайловского театра Валерия Запасникова и Леонид Сарафанов разыграли сцену из балета «Ромео и Джульетта» в хореографии Начо Дуато. Танцевали трогательно и легко, с вниманием к мелочам и тончайшим оттенкам первого чувства, которые хореограф передал в грациозном и вольном стиле.

Авторский театр Бориса Эйфмана распахнул перед зрителями мир большой литературы и больших страстей. Фрагмент недавно выпущенного спектакля «Чайка. Балетная история» представили кудрявый Дэниел Рубин и прожигающая публику глазами Любовь Андреева. Костя Треплев зримо разрушал старые формы, трансформируя геометрическую конструкцию, Нина Заречная истово и напористо жаждала нового, демонстрируя свой бунтующий нрав.

Отрывок из балета «Девятый вал» хореографа Брайана Ариаса станцевали великолепные мастера Большого театра Екатерина Крысанова и Владислав Лантратов. Исполнили отлично. «Девятый вал» — один из спектаклей вечера «Четыре персонажа в поисках сюжета», который неожиданно состоялся сразу после долгой пандемии по тайной инициативе руководителя балетной труппы Махара Вазиева, страстно желавшего творчества в период изоляции. Балет, навеянный образами Айвазовского, зрители приняли с воодушевлением: многолюдный кордебалет, олицетворяющий разбушевавшуюся водную стихию, выбрасывал из своих «вод» дивную пару солистов, но вскоре их вновь накрывали грозные волны.

Отдельный блок новейшей хореографии, которой всегда был открыт Benois de la danse, сложился из нескольких сочинений. «Вариации на тему анатолийской народной песни» на музыку Карло Доминикони поставил Артемий Беляков и сам же исполнил. Психоделические мелодии в исполнении гитариста-виртуоза Сергея Перелехова вдохновили сочинителя танца на довольно претенциозный монолог, в котором исполнитель по большей части лежит на боку спиной к зрителям.

Балет L.A.D., поставленный хореографом Максимом Петровым, назван аббревиатурой полного имени композитора Леонида Аркадьевича Десятникова. Труппа театра «Урал Опера Балет» представила два фрагмента спектакля: «В честь Диккенса» и «Титры» из кинофильма «Подмосковные вечера». Удивительный пианист Алексей Гориболь «подавал» музыку легко, изысканно и прозрачно, выстраивая интонационную драматургию спектакля. На сцене — образ прекрасного времени в диккенсовском духе: с теплом домашнего уюта, тайной желаний, легкой необязательностью разговоров у горящего камина. Танцы рождаются внезапно и исчезают, не дослушав музыку, — у пластики и мелодий свои, особые отношения, когда понимают друг друга с полуслова. Эмоциональную свежесть доносят шестеро танцовщиков в белом: Елена Воробьева, Мария Михеева, Мики Нисигути, Андрей Арсеньев, Фидан Даминев и Хидеки Ясумура.

Две мировые премьеры юбилейной программы осуществили известные танцовщики. Артем Овчаренко сочинил предсказуемый монолог по чудесной изобразительной музыке Георгия Свиридова. В «Метели» на усталого, выбившегося из сил упавшего путника нахлынули воспоминания, а быть может, он уже замерз и белая тень — его покинувшая тело душа? Хореограф сам выступил в роли исполнителя, страстно передав свою наивную и немного старомодную хореографию.

Вторую новинку, тоже сочиненную специально к празднику, поставил Артемий Беляков. В «Энигме»-вариациях Эдуарда Элгара зашифровано немало загадок — темы скрывают образы близких композитору людей, и их имена уже раскодированы. Но произведение несет в себе тайную тему, и музыканты ищут ее уже более века. Хореограф оказался изобретательным сочинителем и для каждого солиста, а все они танцовщики первоклассные — Светлана Захарова, Анастасия Сташкевич, Ева Сергеенкова, Иван Васильев, Денис Родькин, Артем Овчаренко и сам Артемий Беляков, — «нарисовал» портрет, где знакомые черты актерской индивидуальности проступают сквозь волшебное покрывало игры, то кокетливой и беспечной, то печальной и ностальгической.

Удачный вечер все-таки не избежал обидных недостатков. Сцену украшали высокие массивные витиеватые колонны, вполне уместные в королевском дворце «Спящей красавицы», но в картине «Аппиева дорога» в «Спартаке» декорации вызывали недоумение и совсем нелепо выглядели в «Метели» на фоне заснеженного леса. Финальные поклоны сопровождала не привычная жизнеутверждающая музыка, а прозрачный, нежный, печальный вальс из «Спящей красавицы». Может, в этом скрывалась какая-то метафора?

Завершен тридцатилетний этап жизни Benois de la danse. Распался женский дуэт хранителей и основателей Benios de lа Danse: пока осталась на посту генеральный директор Регина Никифорова, а артистический директор Нина Кудрявцева-Лури покинула проект. Юрий Григорович продолжит курировать фестиваль в качестве его президента, но оставляет художественное руководство программой, которое он передал приме Большого театра и звезде мирового масштаба Светлане Захаровой. Пожелаем ей успеха!

Фотографии: Батыр Аннадурдыев. Предоставлены пресс-службой Benois de la danse