Тайна казачьего атамана: спектакль «Ермак. Легенда Сибири»

Елена МАЧУЛЬСКАЯ, Омск

19.08.2021

Тайна казачьего атамана: спектакль «Ермак. Легенда Сибири»

Год 440-летия начала Сибирского похода Ермака Государственный Омский русский народный хор отметил грандиозной постановкой.

Воплотить на сцене легенду непросто, но при определенных условиях возможно. Для этого сибиряки изобрели совершенно новый сценический жанр: фильм-концерт-спектакль. Красочное действо разворачивается на фоне величественных сибирских пейзажей — в свое время поразивших тех, кто перевалил через Камень.

Казачий атаман Ермак — одна из самых загадочных личностей в истории России. О нем сложено множество легенд, а вот исторических фактов известно немного. Точнее, неизвестно почти ничего. В летописи о Ермаке сказано так: «...родом неизвестный, душой знаменитый». А вот его поход навсегда вписан в историю нашей страны — он ознаменовал собой начало новой эпохи. После присоединения Сибири Московия стала Россией. И меньше чем через сто лет русские первопроходцы дошли до Тихого океана…

Идея создать проект, посвященный покорителю Сибири, возникла у руководства Омского хора еще в 2017 году. Над постановкой работали пять лет — тщательно отбирали музыкальный материал, прорабатывали эскизы костюмов и реквизита в стилистике ХVI века. И, разумеется, постановке спектакля предшествовала кропотливая исследовательская работа. Было изучено множество материалов о Ермаке — летописи, челобитные грамоты, историческая и художественная литература, фильмы. В конце концов омичи решили не придерживаться какой-то определенной легенды, а создать собирательный образ.

— Что нам известно о Ермаке? Все, что мы знаем, это реконструкция историков и летописцев, это их представление о Ермаке, а не реальные описания человека, — рассказала перед премьерой журналистам автор идеи, руководитель проекта, лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в области культуры и искусства и начальник коллектива Елена Ермакова. — Однако кое-что о личности Ермака известно точно. Это был человек средних лет, поскольку дошедшие до нас челобитные «старых» казаков», адресованные царю, говорят, что он почти двадцать лет служил в степи. Ермак возглавлял весьма неоднородную и многонациональную дружину, в которую входили вольные люди с Волги, Яика, Дона, Терека, «ратные люди Литвы», немцы, татары, а значит, он был незаурядной личностью и обладал всеми необходимыми лидерскими качествами. Нам трудно было остановиться на одном подходе к личности легендарного атамана. В своей постановке мы решили показать Ермака как человека, чтобы зритель сам разобрался, кто для него Ермак.

Именно поэтому был выбран особый способ прочтения истории, основанный не на хронологической последовательности, не на спорном жизнеописании Ермака, а на чувствах и эмоциях персонажа. Впрочем, «Ермак. Легенда Сибири» — это сказ о Ермаке, в котором просматривается становление Ермака-атамана, и показать его было бы невозможно без основных жизненных этапов (или ритуалов жизненного цикла) главного героя. Вот он — младенец в люльке, которому поет колыбельную мать. Вот подросший парнишка участвует в охоте на медведя. А вот уже юноша Ермак просит родительского благословения перед тем, как навсегда покинуть родной дом. И конечно же, у Ермака есть возлюбленная — именно ее любовь поможет атаману пережить жуткую зиму за Камнем…

В спектакле два Ермака. Молодой — лауреат Всероссийского конкурса артистов балета Михаил Цымбал — передает эмоции своего героя через движение. Возмужавший — Антон Титенко — через вокал.

В песенно-танцевальное сценическое действо органично вплетаются зимние кинофрагменты — казаки греются у костра, идут вперед через сибирские снега по неизведанной земле… Съемки похода проходили в Омской области — в 25-градусный мороз. Артистам Омского хора довелось испытать на себе, как нелегко было казакам зимой в тайге. По пояс в снегу в тяжелой казачьей амуниции, они, по собственному признанию, за считанные часы совершенно выбились из сил. Каждый киноэпизод, завершаясь, превращается в гравюру-иллюстрацию на страницах книги истории.

Созданию необычной постановки предшествовала большая работа с музыкальным материалом. Ведь никаких сведений о нотах и текстах песен, которые бытовали во времена Ермака, мы не имеем. Но есть песни-раздумья, былины, забавы, колыбельные, купальские обрядовые, духовные стихи, записанные в Алтайском и Красноярском краях, Томской и Омской областях...

— Мы сами были композиторами и обработчиками, — рассказала журналистам Галина Поддубная, автор хоровых и вокальных аранжировок, хормейстер Омского хора. — Спорили и советовались, подбирали те темы, которые максимально могли бы отразить дух той эпохи, дух архаики. Ведь фольклор из века в век удерживает основы, корневые идеи, которые передаются из поколения в поколение. А былины о Ермаке бытовали еще в середине ХХ века.

Автор оркестровых аранжировок, заслуженный деятель культуры Омской области, главный дирижер Омского хора Владимир Евдокимов специально для проекта ввел в оркестр новые музыкальные инструменты. Особый колорит постановке придает колесная лира — старинный струнный щипковый инструмент. А также специально созданная для Омского хора «чель» — это авторское название, производное от виолончели. Необычный инструмент — своеобразный гибрид скрипки и древнерусского гудка.

Для того чтобы музыка была более многоголосной, кинематографической, в проекте звучат и другие, ранее не использованные в Омском хоре инструменты (валторны, тромбоны, скрипки, виолончели, пэды). Для воплощения их звучания в оркестр был введен синтезатор.

На сцене разворачивается действительно эпическое действо. Купальские хороводы, казачьи забавы, драматичная битва с бессчетными противниками…

— В этом проекте необходимо было выйти за рамки стандартного русского народного танца. Хореография в спектакле концептуальна, она работает на идею, поэтому и лексика у нас в танцах начинается от фольклорно-обрядовых плясок и заканчивается авторской современной хореографией, — отметил режиссер, балетмейстер-постановщик проекта, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, главный балетмейстер Омского хора Зуфар Толбеев.

Авторы постановки о Ермаке принципиально не показывают его гибель. Только знамя с единорогом на высоком берегу Иртыша: «Помоги нам, Господи, завершить поход наш, и да не оскудеет в этих землях память о нас…» В продолжение всего полуторачасового действа несколько раз подчеркивается важный момент — по земле неизведанной Ермака вела вера в то, что именно ему надлежит пройти этот путь.

— Мы живем в Сибири и даже не задумываемся о том, как жили первые люди, которые сюда пришли, как тяжело им приходилось. Наш проект — о мужестве, о стойкости, о силе духа, о том, кто такие настоящие сибиряки, — пояснил журналистам автор сценария, режиссер, лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в области культуры и искусства, видеоинженер Омской филармонии Сергей Панин.

Для того чтобы поведать эту историю зрителям, понадобилось 90 профессиональных артистов, 276 комплектов костюмов и 331 предмет театрального реквизита, 28 аранжировок народного и авторского материала для музыкального сопровождения номеров, 32 часа съемок видеоэпизодов, 148 часов монтажа и 205 часов видеографики. И она точно никого не оставит равнодушным.

Фотографии предоставлены Омской филармонией, фотограф Вячеслав Андреев.