Пока западные театры на карантине, мировые оперные звезды блистают в Москве и Питере

Евгений ХАКНАЗАРОВ

24.02.2021




Знаменитости международного масштаба, такие как Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Асмик Григорян, становятся завсегдатаями российских театров.

Локдаун в европейских странах и США никак не заканчивается. Только приблизятся очередные сроки его смягчения, как власти снова отодвигают пришествие долгожданной свободы. Для людей культуры это означает в первую очередь продолжающееся закрытие оперных и концертных площадок, музеев и галерей.

Полный национальный локдаун объявлен в Соединенном королевстве, Германии, Австрии, Швейцарии, Чехии, Польше, Нидерландах и ряде других стран. Соответственно, отменены представления в Ковент-Гардене, Венской, Мюнхенской, Берлинской операх. Несмотря на отсутствие локдауна, остановлена работа Королевской Шведской оперы, наряду с прочими закрыты итальянские Ла Скала и Театр Сан-Карло. Парижская опера недоступна для зрителей почти год, ее руководство заявило о бедственном финансовом положении.

Под угрозой срыва остается мартовская «Аида» с участием восходящей мариинской звезды Елены Стихиной, Сондры Радвановски, Людовика Тезье и Йонаса Кауфманна. На плаву в Европе остаются разве что испанские театры, которые работают с ограничениями по рассадке. Также остаются открытыми, но никак не делающими музыкальную погоду на континенте площадки на Украине и в Эстонии.

Драматична и ситуация с европейскими оперными фестивалями. Затаили дыхание в ожидании коронавирусных сводок организаторы фестиваля в Баден-Бадене, который анонсировал на конец марта — апрель обширную «русскую» программу. Дмитрий Черняков готовится представить свою постановку «Мазепы» с Ольгой Перетятько, Екатериной Семенчук и Владиславом Сулимским, место за пультом Берлинского филармонического оркестра должен занять Кирилл Петренко. Этот же коллектив, но уже под управлением Пааво Ярви исполнит Шестую симфонию Прокофьева, а чуть позже и Восьмую симфонию Шостаковича вместе с дирижером Семеном Бычковым. Также в афише значатся фантазия «Ромео и Джульетта» Чайковского и «Франческа да Римини» Рахманинова — все это, повторимся, если фестиваль вообще состоится.

Надеется на лучшее администрация отмененного в прошлом году Байройтского фестиваля. Если все получится, то в «Доме Вагнера» состоится еще одна премьера от Чернякова, который поставит «Летучего голландца» с участием Асмик Григорян. Зальцбургский фестиваль в мае должен представить «Тоску» (музыкальный руководитель постановки Зубин Мета, в партии Каварадосси — Йонас Кауфманн). В июле на фестивале ожидается «Дон Жуан» с Теодором Курентзисом и его коллективом musicAeterna. И все это зависит от какого-то вируса, что было непостижимо еще полтора года назад.

Все закрыто и в Америке. Среди наиболее крупных жертв пандемии — театр «Колон» и, конечно же, главная оперная сцена мира — Metopera. В недавнем интервью «Культуре» дирижер Василий Петренко поделился подробностями разговора с директором этого театра Питером Гелбом: «У него нет даже приблизительных сроков и понимания, когда будет возможно открытие». Среди главных причин бедственного положения — оскудение частных пожертвований из-за просевшей экономики и практически полное отсутствие государственных субсидий.

На этом фоне российские оперные площадки кажутся настоящими баловнями судьбы. И это касается вовсе не только Большого и Мариинского театров. Например, уже 19 февраля Пермский театр оперы и балета проводит не что-нибудь, а концерт-презентацию своего нового хора Parma Voices, который, помимо участия в постановках театра, планирует осуществлять обширную концертную деятельность в России и за ее пределами. В программе презентации настоящие музыкальные раритеты: Духовный концерт Николая Сидельникова, Респонсорий и гимн Феликса Мендельсона-Бартольди, Хоровые гимны из «Ригведы» Густава Холста для женского хора и месса Agnus Dei Франка Мартена для двойного хора. Такое изысканное меню красноречиво свидетельствует, что не единым коллективом бывшего резидента театра Теодора Курентзиса, переехавшего из Перми в Петербург, богата российская классическая нива.

Что уж остается говорить о столицах! Закрыта Metopera, но эстафету подхватил Большой театр, еще три года назад объявивший о совместных с американцами постановках, которые должны быть показаны и в Москве, и в Нью-Йорке. Речь идет об «Аиде», «Лоэнгрине» и «Саломее». И если о перспективах первых двух опер еще ничего не известно, то премьера «Саломеи» с Асмик Григорян в заглавной партии запланирована на 25 февраля. Оперу поставил один из актуальных европейских режиссеров Клаус Гут, для которого это был первый опыт работы в Большом. В конце марта на Новой сцене театра пройдет мировая премьера балета «Орландо» в хореографии экс-директора Цюрихского балета Кристиана Шпука. Москвичам знакома его постановка «Анны Карениной», осуществленная в 2016 году в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Исход западных знаменитостей из ковидной Европы в Россию в апреле продолжит итальянец Стефано Пода, он должен показать свое прочтение «Тоски». И, если повезет (эпидемия должна когда-то кончиться!), нам будет с чем ее сравнить: этот хит запланирован и в Ковент-Гарден, и в Венской опере, и в Метрополитен.

Ну а недавний юбиляр Пласидо Доминго, если верить его официальному расписанию, просто прописался в Большом театре. На 9 марта здесь объявлено его участие в праздничном гала-концерте, 15 и 18 апреля должен быть дан «Дон Карлос», 5 и 8 мая — «Травиата». Если немного отвлечься от России, то нельзя не отметить запланированный на 4 июля концерт, посвященный Дню независимости Республики Беларусь, который пройдет на главной площади Минска.

Но еще раньше, 4 марта, блистательный испанский тенор выйдет на сцену Мариинского театра, где он тоже уже не совсем гость, и исполнит заглавную партию в «Симоне Бокканегре». И нельзя не сказать спасибо ковиду за то, что мы стали гораздо чаще, чем в предыдущие годы, иметь возможность насладиться творчеством Анны Нетребко. После серии ноябрьско-декабрьских представлений дива и ее супруг Юсиф Эйвазов порадовали петербуржцев еще одной гастролью. Была повторена темиркановская постановка «Евгения Онегина», вызвавшая бурю восторгов в декабре. Только что Нетребко впервые исполнила на сцене Мариинского театра «Тоску», а 25 февраля ожидается выход звезды в партии Турандот — опера и так нечасто стоит в афише, а с участием Нетребко это вообще редкость из редкостей.

Несмотря на высокие по петербургским меркам цены, перед началом «Тоски» публика создала ажиотаж у билетной кассы, надеясь, что театр припас какое-то количество билетов по более гуманной стоимости. И надежды были оправданы. Спектакль выдался образцовым, в партиях Каварадосси и барона Скарпиа блистали и Юсиф Эйвазов, и Алексей Марков. А Анна Нетребко не только выплеснула всю страсть героини, так и не продемонстрированную посетителям Венской оперы, где певица ее исполнила пока только онлайн, при пустом зале, — она еще и устроила настоящее дефиле в нарядах, которые подобрала для этого спектакля в собственном гардеробе. В целом после такого спектакля можно было позавидовать собственной удаче попасть на подобное зрелище. Особенно на фоне той же Метоперы, которая предлагает на заглавной странице своего сайта просмотр концерта Анны Юрьевны — в онлайне, по трансляции из Вены. 

Анна Нетребко в опере «Тоска» 14 февраля 2021 года в Мариинском театре; фото: Наташа Разина.
На анонсе: Пласидо Доминго на гала-концерте «Жизнь в опере» в Большом театре 24 октября 2020 года. Автор фотографии — Дамир Юсупов.