Город — полная чаша: в столице Татарстана состоялась премьера мюзикла «Алтын Казан»

Александр МАТУСЕВИЧ

09.12.2020




В минувшие выходные в Татарском театре оперы и балета имени Мусы Джалиля впервые показали новый мюзикл, посвященный Казани.

Казалось бы, оперный театр, да еще и такой известный, как Театр имени Джалиля, с огромными традициями и разнообразным репертуаром, — настоящая Мекка академизма: зачем ему мюзикл? Но главный музыкальный театр Татарии, несмотря на реноме признанного центра классических искусств, никогда не пренебрегал новациями. Например, именно здесь впервые в СССР стали проводить постоянный оперный форум европейского формата: стартовавший в 1982-м Шаляпинский фестиваль живет и здравствует и поныне. Именно здесь поставили первую татарскую рок-оперу: в 1989-м состоялась премьера «Крика кукушки» Рашида Калимуллина. Театр не боится синтетических оперно-балетных новаций —именно здесь уже дважды великий танцовщик Владимир Васильев представлял свои хореографические интерпретации кантатно-ораториальных полотен Баха и Моцарта.

И все это случилось и случается при одном директоре. С 1981 года во главе театра стоит великолепный стратег Рауфаль Мухаметзянов, сочетающий поддержание высоких традиций с новаторством. Поэтому эксперимент с мюзиклом неудивителен, да и возник он, как оказалось, не случайно. С 2016 года в республике по инициативе президента Рустама Минниханова проводится грандиозный фестиваль «Ветер перемен», цель которого — поднять татарскую эстрадную музыку до мирового уровня, ввести ее в круг лидеров в области шоу-бизнеса. Такую грандиозную задачу президент поручил именно Мухаметзянову и его театру. Венцом четырехлетних усилий стал впечатляющий гала-концерт татарской эстрадной музыки, проведенный в январе этого года не где-нибудь, а в нью-йоркском «Карнеги-холл». К исполнению татарской эстрадной музыки были привлечены рокеры, народники, джазисты, попсовики, и, конечно же, академисты — солисты Театра имени Джалиля не без успеха пробовали себя в легком жанре.

Но Мухаметзянов пошел дальше, объединив возможности популярных жанров и колоссальную мощь оперного театра. Столетие Татарской АССР, празднуемое в этом году, подстегнуло: необходимо было яркое высказывание, чтобы татарское национальное искусство зазвучало убедительно и уверенно. Так в планах театра появился мюзикл молодого композитора Эльмира Низамова «Алтын Казан»: мировая премьера первого татарского произведения в этом популярном и быстро развивающемся жанре.

Родилось все, конечно, не на пустом месте. С 1930-х в Татарии активно развивался национальный музыкально-драматический театр (своеобразный промежуточный жанр, характерный для азиатских культур Советского Союза) и национальная музыкальная комедия. Ставились как классические оперетты, так и советские музкомедии — предтечи современного мюзикла. Первая татарская рок-опера, стилистика которой смыкается с эстетикой мюзикла, как уже упоминалось, появилась более тридцати лет назад. Кроме того, все десятилетия существования Татарской республики активно шло развитие национальной оперы академического толка и национального классического балета, были заложены традиции и создан солидный репертуар, начиная от «Джалиля» Назиба Жиганова и завершая свежайшими «Любовью поэта», «Сююмбике» и «Золотой Ордой» Резеды Ахияровой.

Эльмир Низамов впервые создал партитуру «Алтын Казана» в 2011-м в жанре рок-оперы, в 2014-м была сделана редакция для показа на открытом воздухе. Но нынешняя премьера — совершенно новое произведение. Например, второй акт весьма продолжительного опуса был создан только сейчас. Также композитор усилил именно мюзикловые характеристики произведения. Несмотря на разнородность компонентов, перекличку с роком, джазом, фолком, партитура вышла стилистически цельной.

Либретто мюзикла о рождении татарской столицы, в котором сплетены легенды о волшебной золотой чаше (том самом казане, от которого, по одной из версий, происходит название города) и крылатом змее, красующемся на гербе Казани, сочинил прославленный поэт Ренат Харис. Былинный контекст он перемешал с современностью. Сложное синтетическое действо поставил опытный режиссер Михаил Панджавидзе, не раз и с успехом работавший в Театре Джалиля: ему и его команде, в которую вошли музрук Вадим Эйленкриг, художник Гарри Гуммель, хореограф Сергей Мандрик, дирижер Станислав Курбатский, хормейстер Любовь Дразнина, педагог по вокалу Винера Ганеева, звукорежиссеры Владимир Овчинников и Игорь Бардашев, удалось создать яркое и динамичное шоу бродвейского типа. Кинематографическое переключение из одной реальности в другую, компьютерные чудеса, энергичные массовые сцены с зажигательными танцами — все сложилось в экспрессивную мозаику, в которой оперный театр показал себя готовым к высокотехнологичным вызовам современности.

У всех вокалистов, исполнявших основные роли (Эльмира Калимуллина, Филюс Кагиров, Артур Исламов, Айдар Сулейманов, Алина Шарипжанова и Ирек Фаттахов), академическая школа, но разная творческая судьба: кто-то преимущественно работает на эстраде, кто-то в опере как штатный солист Театра Джалиля. Непреодолимой разницы между ними не было: академисты пели свободно и гибко по отношению к стилистике мюзикла, эстрадники стремились вокализировать красиво, и все вместе проявили себя пластичными артистами, понимающими задачи жанра.


Фото предоставлены Татарским театром оперы и балета имени Мусы Джалиля