Елена ФЕДОРЕНКО
09.12.2020
В Москве проходит IV фестиваль «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства. Его программа рассчитана на два месяца: ноябрьская часть марафона завершена, начинается декабрьский забег.
Фестиваль проходит ежегодно, но его принцип все-таки биеннальный, то есть двухгодичный: каждый нечетный год показывают спектакли молодых режиссеров, тех, кто работает в профессии не больше 10 лет, а в жюри — мэтры. По четным годам, наоборот, свои сценические сочинения представляют мастера (их стаж — не менее четверти века), а вердикт выносит судейская команда из молодых конкурсантов предыдущих лет.
То, что мэтры оценивают начинающих, логично. Но как доверили молодым оценивать тех, на кого они равняются? Разъяснить дерзкую идею «Культура» попросила одного из руководителей фестиваля, доктора искусствоведения, профессора Ольгу Егошину: «Перед первым фестивалем мастеров мы обратились к Роберту Стуруа и, робея, сказали, что конкурсная основа предполагает судейство, а кто же «может оценивать вас — «священных чудовищ»? Стуруа, не задумываясь, ответил: «Конечно, молодые, только это и интересно, чтобы оставаться живыми в профессии».
Фестиваль сделал ставку на традиции репертуарного театра и выбрал стратегию: достоинство спектакля признается только по одному критерию – режиссуре. Режиссер, конечно, главный — тут никто спорить не возьмется. Его фантазия создает сценический мир, от него зависит качество спектакля и игра актеров. Художники-сценографы, создатели партитуры света, звукового оформления, видеоряда — играют по правилам автора постановки, от которого зависит, станет ли спектакль событием.
На фестиваль приглашают премьеры последних сезонов. В этом году представлены 13 конкурсных спектаклей: шесть московских и семь из Петербурга, Перми, Екатеринбурга, Воронежа, Красноярска, Минусинска, Бийска. «По нескольким спектаклям мы реально плачем, — признается Ольга Егошина, — войти в конкурсную программу им помешал ковид. Откладывались премьеры, которых мы ждали, у Андрея Могучего и Льва Додина. Счастье, что удается провести «живой» фестиваль, не вторгаясь в виртуальные пространства. Это же чудо: в разгар ковида все заявленные на ноябрь спектакли до Москвы доехали! Коллеги по фестивалю «Видеть музыку» (Биеннале театрального искусства состоит из двух фестов: «Уроки режиссуры» и «Видеть музыку». — «Культура»), пережившие переносы и отмены, пугали нас Молохом локдауна. За три дня до приезда в Москву все участники сдают тест, и его результата мы ждем как приговора. На это никто и никак повлиять не может».
Показалось, что сложившаяся в фестивальные дни афиша противостоит то и дело всплывающим разговорам о кризисе режиссуры. Во всяком случае, среднее и старшее поколение представило яркие авторские постановки даже в тех случаях, когда смысловые ходы и транслируемые мысли противоречили личным вкусам и пристрастиям. Участниками нынешних «Уроков» стали Сергей Бобровский, Алексей Бородин, Юрий Бутусов, Михаил Бычков, Сергей Женовач, Евгений Каменькович, Дмитрий Крымов, Владимир Мирзоев, Алексей Песегов, Олег Рыбкин, Иван Поповски, Семен Спивак, Сергей Федотов.
Открывала марафон премьера спектакля «Молли Суини» «Мастерской Петра Фоменко» по пьесе ирландца Брайана Фрила. Режиссер Иван Поповски упрямо доказывает, что театр не обручен с досуговым отдыхом, он место для раздумий. Да и не получится расслабиться на грустной истории об ослепшей в младенчестве Молли Суини и двух аутсайдерах: ее муже, раздираемом бесплодными мечтами, и враче, теряющем профессиональную форму. Мужчины стараются ее вылечить и в глубине души надеются этим оправдать свою никчемность. Операция возвращает зрение, но счастья это никому не приносит. Режиссер ни на минуту не отпускает театральное напряжение, хотя на сцене только трое актеров и между ними не завязываются отношения и разговоры. Отсутствие диалогов и фабульных перипетий заменяют монологи-исповеди: тончайшие хитросплетения движений души передают Полина Кутепова, Юрий Буторин и Анатолий Горячев.
В общем театральном контексте смыслы рифмуются: тема духовной слепоты при физической зоркости «проросла» во втором спектакле программы. Скорбную и горькую шекспировскую трагедию «Король Лир» показала «Мастерская Петра Фоменко» в постановке Евгения Каменьковича. Сценическая история короля (замечательная работа Карэна Бадалова), чей разум ослеп, не привязана ни к определенному месту, ни к конкретному времени действия. Спектакль приводит к страшным обобщениям: мир, который сошел с ума, власть, деспотичная и уродующая душу, люди, теряющие связь друг с другом, низменные инстинкты, заменившие веру, — все это, увы, не атавизмы прошлого. Сложнейшая пьеса рассказана ясно, история отлита в философские метафоры. Черная выгородка сцены и поседевший черный кожаный занавес, разрезанный на вертикальные полосы, белый помост и белоснежные платформы-трансформеры. Холодный монохромный мир, раздираемый ненавистью и любовью, местью и коварством.
«Ночь перед Рождеством» Бийского драмтеатра ослепляет красочностью. Колоритные жители Диканьки — любопытные, доверчивые, грешники, чудаки, сплетники, весельчаки — поют и танцуют, колядуют и шутят, устраивая искрометную кутерьму на сцене. Режиссер Сергей Бобровский создает живой театр, спектакль-праздник.
Два следующих спектакля обратились к драматургии Александра Островского. В обоих режиссура отказалась рассматривать персонажей в связке с замоскворецким бытом, который их породил и частью которого они являются. Режиссерам показалось, что реалии, приближенные к нашему времени, помогут пьесам. Не помогло — слишком расхожим стал этот прием. Еще немного и превратится в штамп. Воронежский Камерный театр привез «Бальзаминова». Режиссер Михаил Бычков решил соединить театр с кино. По зеркалу сцены — экран, разделенный крестом на четыре части, каждая — комната. Поочередно одна из них распахивается для игры актеров, и все происходящее в ней крупным планом транслируется на экране. Мишенька Бальзаминов с матушкой и Матреной, уже не кухаркой, проживает в узнаваемой советской малогабаритке, в апартаментах Белотеловой — роскошная спальня и будуар для массажа, сестрицы Анфиса и Раиса — восточные красотки в шароварах и лифах; кажется, из их пестрого жилища вот-вот донесется аромат благовоний. Нам не дают забыть, что наивный мечтатель Мишенька живет в настоящем времени: персонажи Островского упоминают Донбасс, а вместо карет — автомобили. Режиссер сохраняет страсть к эксперименту, добрую иронию к персонажам, точность деталей и интонаций. Жаль, что Островский сопротивляется и — о ужас! — отредактированная сценой пьеса порой кажется безнадежно устаревшей.
Образы горячечного сна — в «Доходном месте», поставленном Владимиром Мирзоевым в Свердловском драмтеатре. Вместо меблированной залы, гостиной, трактира — дно бассейна с блестящими кафельными боками. На костюмах чиновников —номера, как у футболистов. Вдова Кукушкина — самоуверенная дама с повадками гестаповки. Армейское воспитание, впрочем, на дочках не отразилось — они дерзки и инфантильны. У Вышневской есть поющий двойник, и когда прекрасная дама подходит к микрофону для исполнения романсов — суетливое действие замирает. Режиссер одержим идеей доказать то, что давно известно: человек остается человеком во все времена, и вопрос, как жить: бедно, но честно или изменить принципам на теплом «доходном месте» — и сегодня остается дискуссионным. Нас пугают злом, а нам не страшно и хочется крикнуть: «Не верю!» Спектакль — калейдоскоп бенефисных эпизодов, которые бьют по нервам. Но есть у воронежских и екатеринбургских артистов здоровый драйв и неподдельный азарт, блеск и воодушевление. Будем ждать новых встреч.
Молодежный театр на Фонтанке привез образец театра, в котором сохранены живая прелесть и обаяние психологизма, выверенное самочувствие, сквозное действие. Искусством, неподвластным моде и трафаретам, занимается режиссер Семен Спивак, воспитывая своих артистов. Играли спектакль «Нас обвенчает прилив…» по многословной и слишком подробной пьесе Ануя «Ромео и Жанетта». Спектакль волшебно красив, особенно море за окнами, непрерывно меняющее свое непостоянное настроение. Главная героиня — мятежная юная смутьянка Жанетта (в прекрасном исполнении Эмилии Спивак) полюбила жениха своей сестры Фредерика (Константин Дунаевский). Они бунтуют против рутины жизни, которая их окружает, и выбирают смерть вдвоем — в волнах прилива. Беспокойный дух спектакля передает ансамбль актеров, воспитанных в одной вере. Они прихотливо проводят своих героев по пограничной жанровой зоне: от фарса до высокой лирики, от мелодрамы до трагедии.
Два только появившихся на свет московских спектакля завершали первую часть фестивальной программы. Юрий Бутусов создал в Молодежном театре, возможно, свой лучший спектакль — «Сын» по пьесе Флориана Зеллера. Сама пьеса может показаться достаточно плоской, без внутренних подтекстов и рефлексий. Но они появились в игре замечательных актеров РАМТа, прежде всего Александра Девятьярова (Отец) и Евгения Редько (Сын). Подросток страдает от развода родителей. Мир без отца оказался карточным домиком и рассыпался. Узнаваемый стиль режиссера остался таким же беспокойным, сотканным из гротеска и клоунады, пения и танцев, логики и абсурда. Но сценическую форму Бутусов сделал совершенной, как великий скульптор освободил свое произведение от ненужных деталей, предъявив иное качество актерской игры, столь виртуозной, что соответствие возраста исполнителя и персонажа оказалось абсолютно неважным. Черная комната на сцене только один раз распахнет стены, и за ними окажется погост, который скоро примет Сына. Щемящий горький финал, безнадежный, но не давящий безысходностью, а заставляющий задуматься.
Сергей Женовач в своей Студии театрального искусства решил побалагурить и обратился к абсурду, выбрав «Старуху» Даниила Хармса. Сначала старухи, позаимствованные из иного произведения, вываливались из окна, потом мертвая старуха оказалась в комнате героя, превратив его жизнь в полный кошмар. Режиссер точно направил свою оптику на изощренную обэриутскую детскую «простоту». «Чушь», не имеющая «никакого практического смысла», в спектакле становится образом мира. За внешним озорством и шутливой фантасмагорией — боль маленького человека, лирическая грусть, дыхание смерти и игра с ней, действительность, которая сковывает и парализует так, что даже чудотворец не может ничего сотворить. Действие вырастает до символа: в смятенном хаосе герой (Он) и его дама (Она) получают «двойников». Два ансамбля, мужской и женский, каждый числом восемь, все смешные, безумные, обаятельные. Герои на разные лады подхватывают реплики друг друга, и лапидарные фразы летят в метафизический космос.
Декабрьская афиша тоже обещает немало сюрпризов. Красноярский драмтеатр представит спектакль «Мы, герои» Олега Рыбкина по пьесе известного француза Жан-Люка Лагарса об артистах-скитальцах, попавших под жернова истории. Дмитрий Крымов, оттолкнувшись от текста пьесы американского драматурга Торнтона Уайлдера «Наш городок», отправится в путешествие по прошлому со спектаклем «Все тут» в «Школе современной пьесы». Сергей Федотов с артистами Пермского театра «У моста» познакомит публику с пьесой ирландца Джона Б. Кина «Поле», еще не знавшей российской сцены. Спектаклем «Проблема» РАМТ и его худрук Алексей Бородин продолжат цикл постановок по драматургии знаменитого британца Тома Стоппарда. Молодые ученые из Института мозга спорят о мироустройстве и природе человека, их дискуссии складываются в интеллектуальный детектив. Минусинский театр завершит конкурсную программу «Алексеем Карениным». Пьеса Василия Сигарева написана по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Страдания обманутого мужа — то, что заинтересовало не только драматурга, но и режиссера Алексея Песегова.
Для размышлений о современном сценическом искусстве было бы вполне достаточно щедрой и разнообразной театральной программы. Но «Уроки режиссуры» сопровождаются многогранной околофестивальной «Мастерской». Совместно со своим постоянным партнером Музеем Бахрушина фестиваль подготовил две юбилейные выставки. «Власть сада» посвящена истории постановок великих чеховских пьес, а «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее» — 155-летию со дня рождения этого верного рыцаря театра.
Славятся «Уроки режиссуры» и образовательными факультативами в формате монологов и диалогов. Уже прошли встречи с ведущими практиками, историками и теоретиками театра. К сожалению, теперь они перешли в онлайн, зато их можно увидеть в записи. Впереди три встречи: Александр Филиппенко приглашает на «Игру в классики». «Урок мастера» проведет известный исследователь творчества Мейерхольда Вадим Щербаков.
О новом театральном образовании и преодолении стандартов расскажет трио: Евгений Князев, Александр Журавский, Григорий Заславский — на трансляции из Щукинского училища. В афише значатся книжная ярмарка, презентация новых книг и церемония награждения лауреатов ежегодной премии «Театральный роман», которая единственная в нашей стране поощряет авторов, исследующих искусство театра.
Впервые «Уроки режиссуры» затеяли две лаборатории: одну — с МХТ имени Чехова и его худруком Сергеем Женовачем. «Лаборатория режиссерских дебютов» принимала заявки на участие не только российских, но и иностранных студентов и выпускников режиссерских факультетов. Худсовет выбрал четырех кандидатов. С актерами МХТ они подготовят спектакли, и самые яркие из них войдут в репертуар Новой сцены. Работа уже началась, ее результаты публика увидит в следующем году. Вторая — «Чеховская лаборатория» — совместный проект с Театром имени Вахтангова.
Конкурсанты «Уроков режиссуры» прошлых лет: Грета Шушчевичуте, Александр Хухлин, Федор Малышев и Айдар Заббаров — подготовят гала-спектакль по Чехову. Этой работой 25 декабря на Большой сцене Вахтанговского театра биеннале завершит свой фестиваль. Тогда же будет объявлен лауреат IV фестиваля «Уроки режиссуры».
На фото: спектакль «Сын», РАМТ. Фото на анонсе: спектакль «Король Лир», Театр Фоменко. Фото предоставлены пресс-службой Биеннале театрального искусства.