Мэтры и новые имена: Диана Вишнёва о гостях фестиваля Context

Елена ФЕДОРЕНКО

20.03.2020

Фото: Сергей Веденяшкин / АГН Москва

Мировая звезда, прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнёва в 2013-м создала фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. Стимулом проекта стала забота о судьбе молодых хореографов. «Главное — помочь талантливым российским постановщикам найти свое место», — упрямо повторяла Диана. Участники получили возможность показать свое сочинение — свободно, без цензуры, перед доброжелательной публикой, а наградой победителю становилась стажировка в одной из известных зарубежных трупп. У фестиваля быстро появились спутники — кинопоказы, творческие встречи, дискуссии и образовательные программы. Еще одна важная составляющая Context — спектакли гастролеров из числа ведущих знаменитых трупп, — тех, кто меняет устоявшееся течение contemporary dance.

Восьмой международный Context откроется только летом, но его программа известна уже сейчас. О ней Диана Вишнёва рассказала «Культуре».

— Прошло всего несколько лет, и Context, рожденный в дождливую осеннюю пору, готов погреться под летним солнцем. В декабре завершился Фест-2019, а вы уже приглашаете на новую сессию.

— Восьмой Context станет самым продолжительным в своей истории. Мы начнем программу в июне и продолжим фестиваль в октябре. Формат сезонности позволяет нам быть более гибкими и мобильными — теперь можем подстраиваться под графики и планы интересующих нас зарубежных танцевальных компаний и не испытывать давление «границ и сроков», как это было раньше.

— Гастролеры Context всегда уникальны, спектакли — эксклюзивны, многие мы увидим впервые. С кем познакомит нынешний фестиваль?

— Летняя программа связана с именами мэтров. Прежде всего это канадский хореограф Кристал Пайт, на данный момент одна из самых востребованных постановщиков. Мы покажем ее новую работу «Ревизор». Гоголь — в танце, да еще глазами западного хореографа — это интригующе. Конечно, пьеса переработана и переосмыслена, но сама фабула фарса о коррупции и обмане, сатиры о взяточничестве и чинопочитании — сохранена. Спектакль сопровождают голоса — дикторы, а это знаменитые канадские актеры, как бы «озвучивают» танцовщиков. В создании драматургии и реплик героев участвовал титулованный канадский театральный деятель Джонатон Янг. Интересно и то, что создатели «отталкиваются» от легендарного мейерхольдовского спектакля 1926 года. Москва видела несколько работ Кристал Пайт, их представляли разные труппы, «Ревизора» же хореограф поставила для артистов своей компании Kidd Pivot, и этот коллектив в России прежде никогда не бывал.

— Не так давно Международный фестиваль DanceInversion познакомил с замечательным спектаклем Кристал Пайт «Заявление» — танцовщики Нидерландского театра танца блистательно, остро, с сарказмом выстраивали изобретательную пластику под саундтрек из шуршаний и реплик, складывающихся в «театр у микрофона». Видимо, Кристал привлекает микс танца и слова.

— Не только Кристал Пайт смешивает жанры и строит на этом пересечении сценические образы. Отчасти это отличает творчество Охада Наарина. Он — еще одно имя нашей летней программы. В России Охада высоко ценят, вокруг его спектаклей всегда ажиотаж, а его мастер-класс Gagа, открытый для профессионалов и любителей, часто не вмещает всех желающих. Для меня лично этот хореограф имеет особое значение. Мы уже показывали одну из работ Охада на шестом Context — «Венесуэлу» танцевала компания «Батшева» из Тель-Авива. В этот раз сам хореограф выйдет на сцену в своей постановке Playback, жанр которой он определил как спектакль-кабаре. Именно поэтому впервые фестиваль перемещается на новую для него площадку — в камерное пространство московского театра-кабаре Crave. В Playback есть диалоги между исполнителями, Охад играет на гитаре и поет, спектакль переключается с лирики на сатиру, личные, почти исповедальные, переживания сменяются рефлексиями на общечеловеческие злободневные темы.Фестиваль Context в 2017 году. Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

— Кажется, секрет теплой атмосферы Context в том, что с гостями вас связывают не только профессиональные отношения, но и дружески-доверительные. Неудивительно, что в афише-2020 возник Пермский балет.

— Да, третье имя летней программы — Алексей Мирошниченко, хореограф и руководитель балета Пермской оперы. С Алексеем мы знакомы давно. Фестиваль покажет небольшой бенефис его труппы — «Шута» Сергея Прокофьева по мотивам сказок Пермской губернии, который театр восстанавливает специально для фестиваля. Алексей создал новую хореографию, сохранив либретто композитора. Вторым балетом станет «Шахерезада», в которой выступлю я. Этот спектакль Москва и Петербург еще не видели.

— В одном из интервью нашей газете вы говорили, что в каждом образе вам интересна какая-то нераскрытая тайна. О чем ваша Шахерезада и можно ли назвать спектакль байопиком?

— Думаю, это и есть байопик. В основе — история преданной любви Фарах и Мохаммеда Пехлеви, последних правителей Ирана. Их жизнь показана на фоне непридуманных событий, беспорядков, которые происходили в стране в конце 70-х годов прошлого столетия. Не так часто случаются у нас спектакли, основанные не на сказке или абстрактной фабуле, а на реальных фактах. Свержение власти, изгнание Мохаммеда и Фарах Пехлеви по историческим меркам происходило совсем недавно. Передать все повороты сюжета мы старались тонко, метафорично, с уважением к истории. Но этот спектакль все-таки не о политике, а о людях, их отношениях и чувствах. Документальные факты тонко и символично вплетены в действие. Они не иллюстрируют движение от эпизода к эпизоду, а драматургически выстраиваются в единое повествование, в котором «оживают» воспоминания Фарах — о ее юности, встрече с Мохаммедом, свадьбе, коронации и печальном конце династии. Для меня неожиданным стал момент с музыкой Римского-Корсакова. Приступая к репетициям, я думала, что она будет мне помогать, ведь я ее отлично знаю, не раз исполняла фокинскую «Шахеразаду». На деле же пришлось заново открывать это произведение. Партитура оказалась созвучна истории Мохаммеда и Фарах. Появилось множество новых акцентов, музыка зазвучала по-другому, в ней уже не слышишь той жестокой, даже кровавой, истории «Тысячи и одной ночи».

— Известно, что последняя императрица Ирана — женщина образованная, открытая искусству, владеющая несколькими языками, законодательница моды. Поклонники счастливы, что эта роль вернула вас на сцену после рождения сына. Кто танцует вашего возлюбленного Мохаммеда и как вам работалось с Алексеем Мирошниченко?

— Рада, что возвращаюсь в Context не только организатором и художественным руководителем, но и как балерина. С Алексеем в репетиционной работе мы говорим на одном языке и понимаем друг друга с полуслова. Очень благодарна ему за этот балет, ведь он действительно поставлен на меня. Все эпизоды мы досконально разбирали и каждый учили по несколько дней. В движениях много нюансов в плане мизансцен, переходов, связок, даже секундных акцентов — во взглядах, позах, поворотах головы. Меня поразило, насколько Алексей глубоко и вдумчиво трудился над этой постановкой. Получилось масштабное, эпическое полотно. Мы никого не изображаем, а стараемся соответствовать исторической правде и тем людям, которые жили в то еще недалекое время. Для меня особенно интересно представить этот балет с новым партнером Эваном Макки. Он солист Национального балета Канады. Несколько лет назад мы вместе выступали в Парижской опере в балете Алексея Ратманского «Психея».

— Почему вы ничего не рассказываете о ключевом звене фестиваля — конкурсе молодых российских хореографов?

—Он пройдет в осенней программе. Ради этого конкурса и задумывался наш Context. Мы по-прежнему стараемся помочь молодым хореографам поверить в свои силы, реализовать свои идеи и развиваться дальше. Эяль Дадон из Израиля, экс-солист компании «Киббутц», теперь создал свой коллектив SOL. Его постановку TOML (Time of My Life) о маниакальной одержимости внешней красотой и способности посмеяться над собой увидят российские зрители. Хореограф Кристиана Морганти из Италии представит спектакль-лекцию Moving with Pina («Двигаясь вместе с Пиной»), посвященный Пине Бауш. Кристиана много лет была артисткой театра танца Вупперталь, снималась в фильме Вима Вендерса «Пина. Танец страсти», который мы показывали на первом фестивале в 2013 году. Она, как никто, знает изнутри стиль и уникальный язык Пины. Поэтому ее спектакль будет интересно посмотреть и тем, кто хорошо знаком с творчеством Бауш, и неподготовленному зрителю. Символично, что мы привозим постановку в год 80-летия со дня рождения Пины Бауш.

Фото на анонсах: Сергей Ведяшкин / АГН Москва