Елена ФЕДОРЕНКО
17.01.2020
«Студия театрального искусства» Сергея Женовача откроет фестиваль под названием «15 лет за 15 дней». Такого история еще не ведала — все спектакли репертуара сыграют в режиме точной хронологии — по году создания.
Историческое путешествие стартует 31 января спектаклем «Захудалый род» — первой премьерой СТИ в статусе театра. Для начала своей летописи новорожденные выбрали тогда неоконченный и малоизвестный роман Николая Лескова — семейную сагу старинного рода князей Протозановых, желая разобраться в отношениях близких людей, в причинах краха привычного уклада, в законах бытия, смены эпох, поколений, в вопросах веры. Серьезность повествования, космические смыслы, горькая правда жизни нашли воплощение в озорном, импульсивном спектакле легкого дыхания.
Удивительное дело, работа СТИ сплотила зрителей и критиков — «Захудалый род» все приняли восторженно и безоговорочно. Молодые актеры представляли не роли, а спектакль, чувствовали друг друга на каком-то клеточном уровне, и этому не стоит удивляться. Они все — однокурсники, воспитанники «Мастерской Сергея Женовача» в ГИТИСе.
На их спектакли в институтскую аудиторию попасть было невозможно, зрители записывались за несколько месяцев. Выпускники объявили о том, что остаются вместе и продолжают играть на московских площадках свои дипломные сочинения, еще не зная, что вскоре среди публики окажется меценат, который станет учредителем небольшого частного театра — «Студии театрального искусства» (СТИ). Сложился пасьянс театрального счастья — репетировали долго, постигали произведения вдумчиво, выстраивали отношения любовно, отправлялись в путешествия по местам, связанным с судьбой авторов. Съездили к Гоголю в Васильевку и ко второму дню рождения сыграли «Игроков» — зрители увидят их 1 февраля.
На следующий вечер в фестивальной афише — «Битва жизни», премьера 2008-го, по одноименной рождественской повести Чарльза Диккенса. Горящий камин, глубокие кресла, свечи, старинные часы — теплый душевный уют. Прекрасной историей о воспитании чувств СТИ отметила новоселье в своем театре на улице Станиславского — завершился период кочевья, зазвучала тема обретенного дома. Когда-то здесь работал народный театр, и цель его представлялась благородной — «отвлечь рабочих от пьянства». Здание находилось на территории золотоканительной фабрики богатейших купцов Алексеевых: пряжа, церковные украшения, елочные игрушки пользовались огромным спросом, поставлялись даже к царскому двору. Наследник блестящего производства Костя Алексеев «заразился» сценой и стал реформатором театра, создателем актерской системы Константином Станиславским. Такой удивительный «намоленный» дом получили «женовачи», как их все и всегда называют еще со студенческих времен.
Четвертый свой год СТИ обживала новое пространство — «Река Потудань» по повести Андрея Платонова открыла Малую сцену (4 февраля). Следующие два сезона подарили встречи с Антоном Чеховым — представили «Три года» и «Записные книжки», ранее не знавшие сценических прочтений (на фестивале их покажут 5 и 6 февраля соответственно). Весной 2011-го выпустили «Брата Ивана Федоровича» по 11-й книге романа «Братья Карамазовы» Федора Достоевского. Страшный день накануне суда над Митей, обвиняемым в убийстве отца, пройдет 7 февраля. В путь по маршруту поэмы Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки» театр приглашает 8 февраля. Далее — два спектакля по произведениям 20–30-х годов прошлого столетия: «Записки покойника» по «Театральному роману» Михаила Булгакова и «Самоубийца» Николая Эрдмана. «Сокровенный разговор» по повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна» состоится 12 февраля — на Малой сцене.
На следующие вечера в театр пожалует Воланд, в «Мастере и Маргарите» по булгаковскому роману именно князь тьмы — главный персонаж, и советские интеллигенты и бездельники — герои «Заповедника» по Сергею Довлатову и Александру Пушкину. Чеховские «Три сестры» 15 февраля завершат чудесную антологию СТИ — уникального театра двух выдающихся мастеров: режиссера Сергея Женовача и художника Александра Боровского. Они — соавторы таких разных спектаклей, мыслители, создавшие театр, уважающий традиции русской школы, отзывчивый на запросы времени и устремленный в будущее.
«Под занавес» фестиваля — «Один день в Макондо» — магический реализм колумбийских писателей в постановке Егора Перегудова, ученика Сергея Женовача. Основных героев города-призрака играют юные актеры из четвертого выпуска «женовачей». Семья СТИ разрастается поколениями. Фестивальный бонус — «Шествие» — спектакль-променад, сочиненный замечательным педагогом Верой Камышниковой по юношеской поэме-мистерии Иосифа Бродского. 11 актеров и пара десятков зрителей «гуляют» по фойе и лестницам, но на сцену — не заглядывают. Экспериментальное «Шествие» родилось несколько лет назад на занятиях по сценической речи и недавно вошло в репертуар.
Сергей Женовач говорит, что 15-й сезон коллектив проживает «радостно, весело, юбилейно». Скоро — премьера «Старухи» по Даниилу Хармсу. Поэтика российского абсурда в театре, нацеленном на мудрую классику (а разве Хармс не классика?), наверняка не случаен — о своем интересе к тридцатым годам и мистике театр уже заявлял, и зрители вправе ожидать фантастическую энергию. Сегодня СТИ стала государственным театром, филиалом МХТ имени Чехова, но сложившиеся художественные традиции остались незыблемыми, как и традиции гостеприимства: публику, как всегда, встречают сочными яблоками и приглашают на чай с яблочной шарлоткой.
Фото на анонсах: Спектакль «Записки покойника». Фото Александр Иванишин.
Спектакль «Москва-Петушки». Фото Александр Иванишин.