Золотая молодежь

Елена ФЕДОРЕНКО

10.10.2019

В Сочи завершился Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира» — важное событие в жизни не только города-курорта и культурного центра черноморского побережья, но и всей страны.

Состязание проходило в седьмой раз, как и предыдущие, оно имело посвящение: нынешние выступления стали поклоном Году театра. Проект вышел на старт в 2006-м, его программу и формат разработал Юрий Григорович. Он предусмотрел, кажется, все проблемные точки танцевальной культуры и заложил четкие эстетические принципы соревнования. Основа — классическое наследие, строгий академизм. Цель — открытие индивидуальностей, и потому в систему конкурсных координат входит современная хореография — как представление о сегодняшнем пространстве и времени. Приветствуется все новое: нет ограничения в выборе пластических техник и регламента в эмоциональных проявлениях. Еще один ориентир — сохранение бесценных традиций народно-сценического танца, который стеснительно и незаслуженно отступает на второй план: для юниоров обязательно исполнение характерного номера из известных спектаклей. Самое важное и ключевое слово сочинских ристалищ — «молодой», нижняя возрастная планка для участников не обозначена. «Действительно, сюда приезжают совсем юные и получают отличный стимул для профессионального роста. Здесь раскрываются способности, проявляется характер, воспитывается выносливость. О пользе говорят даже те, кому не довелось добраться до финала», — считает ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, возглавлявшая жюри конкурса, впервые проходившего без отца-основателя. Но он, Юрий Григорович, по-прежнему хедлайнер смотра, следил за выступлениями по видеозаписям и незримо присутствовал на сцене и в зрительном зале.

За победу решили побороться 102 соискателя из 18 стран, предварительный отбор выдержали 54 исполнителя, представлявших 17 государств мира. Они и вышли на подмостки прекрасного в своей помпезности Зимнего театра — архитектурного символа города. Его называют сочинским Парфеноном за пояс из почти сотни строгих коринфских колонн — они окружают здание по периметру. Портик украшает фронтон с женскими фигурами, созданными Верой Мухиной: изваяния олицетворяют живопись, архитектуру и скульптуру. В день открытия зрителей и участников пригласили на «Лебединое озеро» Краснодарского театра Юрия Григоровича — в кубанской труппе собрано полное собрание сочинений великого хореографа. Отгремели аплодисменты, закрылся занавес, и не успели еще прекрасные лебеди покинуть подмостки, как закипела ночная конкурсная жизнь. Неделя выдалась горячей — от событий кружилась голова: репетиции и выступления, показы и обсуждения, дискуссии и мастер-классы, пользовавшиеся огромной популярностью у участников. Их проводили члены высокого международного жюри из России, Франции, Италии — в судейскую команду вошли представители восьми стран, все — авторитетные и уважаемые профессионалы, честные и доброжелательные арбитры. Образовалось магическое пространство, где балетный народ собрался вместе, на семь дней отключившись от своих бесконечных забот и театральных проблем. «Возможность общения — дорогой подарок. Мы наблюдаем за коллегами, видим уровень школ, делаем выводы и учимся», — такие слова произносили и юные танцовщики, и их опытные наставники. Все-таки труппы, за исключением балетных столиц, ведут замкнутую жизнь внутри своих городов. Эта вынужденная интровертность иногда тормозит развитие, бывает, что и вредит, направляя по странным маршрутам, подчас тупиковым. Может заставить забыть гармонию старинных текстов, внести в них правку в виде вихрей кривых пируэтов, игнорирующих точные позиции. А то «разукрасит» классические образцы щегольскими прыжками и спортивными трюками. Есть и другая крайность — танец отстраненный, безжизненный, лишенный свежего дыхания и радости. Все эти системные ошибки конкурс делает видимыми и наглядными, что помогает сбросить шоры, проявить свежесть взгляда, не дать зарасти магистральным дорогам и помочь проложить новые тропы.

Среди публики, а все просмотры для нее открыты, немало зрителей наивных и трогательных. «Конкурсы должны быть обязательно. Они важны для учеников и артистов, которые делают первые шаги на профессиональной сцене. К смотру осваиваются новые партии, сольные выступления дарят каждому шанс показать свои танцевальные успехи и актерское дарование. Я бываю на многих конкурсах и считаю, они должны жить. «Знаете, в чем особенность сочинского? — задает вопрос и отвечает на него Маргарита Дроздова, знаменитый педагог-репетитор Московского Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко. — В мегаполисах зрительный зал заполняют местные жители, весьма просвещенные в области балета, а здесь — отдыхающие и командированные из самых разных уголков страны, из далеких и малых городов, где нет театров. Многие из них впервые «прикасаются» к нашему искусству и с завидной непосредственностью, ошарашенные впечатлениями, подходят к нам, членам жюри, и к участникам со словами благодарности. Так что конкурс воспитывает публику. И, возможно, самое главное — он вскрывает общие тенденции и выявляет балетную реальность».

«Балетная реальность» показала, что сильнее по каллиграфической правильности — соискатели младшей группы (участники до 19 лет). В исполнении старших чаще встречались небрежная раскрепощенность манер, корявые стопы, болтающиеся кисти, а олимпийский девиз «быстрее, выше, сильнее!» толкал к спортивным рекордам, уводя подальше от чистоты стиля.

Победители юниорской группы продемонстрировали завидный запас благородства, среди них — обаятельные вдумчивые девушки и красивые высокие юноши. Случился и, пожалуй, впервые в истории мирового конкурсного движения, удивительный факт — три школьницы набрали одинаковые баллы, и международное жюри единогласно признало их золотыми лауреатами. Арине Денисовой и Еве Сергеенковой по 16 лет, они одноклассницы, ученицы Марины Леоновой в Московской академии хореографии. Джулианна Драйсиг из Германии на два года младше, она занимается в балетной школе города Майнца у русского педагога Ирины Старостиной. Ученица поразила мягкостью и тончайшим вниманием к нюансам, из которых соткана классическая хореография. Москвички вели свои выступления чисто и вдохновенно, а их исполнение современного номера «Тени прошлого», в котором барышни утонченно «играли» со стилями разных эпох, принесло победу молодому хореографу Георгию Гусеву — диплом «За лучшую современную хореографию». Пермяки Вероника Некрасова (бронзовая медаль) и Вячеслав Спильчевский (золотая медаль) в па-де-де из «Спящей красавицы» соединили уверенную технику с генетической памятью о галантной эпохе. Итальянский танцовщик Габриэле Форначиари танцевал с пиететом по отношению к традициям, что не удивительно — юношу воспитывают наши соотечественники в Русском балетном колледже Генуи.

Первыми в старшей группе (от 19 до 27 лет) стали аккуратная и выразительная солистка Красноярского театра Елена Свинко, энергичный харизматик Юрий Выборнов из Московского Музтеатра и Никита Ксенофонтов из Новосибирска — впечатления от его сильного талантливого танца портило неодолимое желание заигрывать с залом. Истинно прекрасными манерами запомнился безупречный по художественному вкусу Размик Марукян из Еревана. Удивил англичанин Алессандро Каггеджи — выпускник МГАХ оказался тонким и музыкальным сочинителем. Трогательный монолог-посвящение Ференцу Листу добавил к серебряной медали исполнителя диплом за лучшую современную хореографию. Сейчас Алессандро танцует в Казани, а итальянец Марчелло Пелиццони (бронзовая награда) — в Красноярске. Иностранцы не спешат уезжать на родину, они хотят участвовать в жизни российских трупп. Сильного финского танцовщика Расмуса Ахлгрена, воспитанника двух академий — Хельсинкской и Вагановской — пригласили в Пермский балет. Техничный, лукавый и немного бесшабашный японец Шота Онодера (бронза) «осел» в Уфе: «Понимаете, в России сохраняется любовь к прекрасному, здесь я востребован». Шота, исполнивший вместе с очаровательной башкирской солисткой Алисой Алексеевой дуэт из «Венецианского карнавала», кокетливо представил влюбленность и нежность к своей даме. Запомнились многие участники: стремительная балерина-травести Александра Криса (серебряная медаль) из «Кремлевского балета», Райна Ремович из Сербии  — она совершенствует мастерство у Валентины Козловой в Нью-Йорке. Удивил и порадовал десант из Кыргызстана, все выступали с апломбом и темпераментом, в Бишкек отправится бронзовая награда пылкого Фаруха Садыркулова. 

Одним из самых сильных эмоциональных моментов стал финальный гала. Публика приветствовала победителей как давних знакомых, и торжественная кода шла под гул рукоплесканий. Прослезилась перед расставанием даже погода — теплую бархатную благодать сменил проливной дождь. Однако гримаса природы оказалась не в силах помешать празднику. Он продолжился в Музыкальном театре Краснодара — кубанская столица с восторгом встретила лауреатов и дипломантов «Молодого балета мира».


Фото на анонсе: Алиса Алексеева и Шота Онодера/©Юрий Барыкин