«Мост» в будущее

Алексей КОЛЕНСКИЙ

26.09.2019

Завершился IV Ялтинский Международный кинофестиваль «Евразийский мост». Гран-при смотра удостоилась детская ретро-мелодрама Александра Галибина «Сестренка». Спецприз жюри завоевала камерная мелодрама «Как новый» Евгения Шелякина. Награду за лучшую режиссерскую работу вручили доброму «Волшебнику» Михаила Морскова. В неигровой лиге лидировала африканская драма «Разговор о деревьях» суданца Сухайба Гасмельбари, специального приза жюри удостоилось «Оперение» Ильи Зернова.

Открывая фестиваль, Владимир Мединский отметил знаменательное совпадение дат — 20 сентября 1946 года стартовал первый Каннский фестиваль. Министр выразил надежду, что со временем «Евразийский мост» станет столь же значительным международным событием. Владимира Ростиславовича поймали на слове вдохновитель смотра режиссер Никита Михалков и сопрезиденты фестиваля — драматург Виктор Мережко и министр культуры Крыма Арина Новосельская. Отцы-основатели «Евразийского моста» попросили руководителя отрасли выделить следующему смотру не меньше средств, чем французскому конкурсу. Михалков сердечно поблагодарил гостей и участников: «Спасибо тем, кто приехал сюда, не побоявшись санкций, не думая о том, что их ждет дома, если они побывают в Крыму. Вы скажите: «Крым наш». А если он наш, то значит и ваш».

«Люди, которые приняли решение про Крым, испытывая трудности, не будут жалеть о том, что Крым по справедливости вновь стал российским, русским Крымом, — сказал Михалков. — Фестиваль — это праздник, но, конечно, праздник — это когда люди радуются и не говорят о проблемах, хотя я думаю, что настоящий праздник — это когда мы можем не только говорить о проблемах, но и решать их изнутри, а не пытаться найти решения извне. Мы сами должны решать свою судьбу, судьбу страны, судьбу фестиваля!»

Оснований для оптимизма достаточно: 26 картин представили гости из девяти стран, выбором победителей занимались два международных жюри, активно работали творческие и деловые площадки.

Самым горячим событием стал I Крымский питчинг кинопроектов — открытая лаборатория кино завтрашнего дня. Призовые фонды — полмиллиона рублей — разыграли 20 дебютантов из девяти регионов страны. В номинации «Сделано в Крыму» самым перспективным был признан проект «Кантия» Марии Вихровой. На секции «Кино регионов России» лидировала лента «Волки» Михаила Кулунакова.

Путь к победе был тернист и жестко регламентирован. Авторам отобранных проектов давалось пять минут на презентацию и столько же — на общение с продюсерами экспертного совета. Самый тонкий момент — краткое изложение сюжета; перипетии тут несущественны — важна оригинальная история сильного героя и личная мотивация его создателей. В России снимается около 150 фильмов в год, планы крупных компаний расписаны на несколько лет вперед — следовательно, дебютантам предстояло убедить опытных коллег, что без реализации их заявок индустрия «просядет». Аргументами служили трейлер или видеотизер, степень готовности проекта, его референсы, дрим-каст и бизнес-план, фильмографии и энтузиазм авторов, поддержка местных властей и инвесторов. 

Участники таврического конкурса разделились на два лагеря. Местные мастера отстаивали историко-просветительские документальные проекты. Самый впечатляющий — «51-я армия. Крымский фронт» Андрея Скрипцова: рассказ о судьбе боевого подразделения, героически защищавшего полуостров, участвовавшего в Керченско-феодосийском десанте, бившего немцев под Сталинградом и освободившего родную гавань 9 мая 44-го. Три полка были сформированы из местных жителей; каждый четвертый крымчанин является потомком героев, но большинство ничего о них не знает. Типичный пример — обитатели домов по улице Якова Крейзера, не помнящие о подвиге командарма 51-й, освободившего Севастополь за девять дней боев.

Приезжие представили легкомысленные мелодрамы и выглядели бледно — ничего, кроме отпускной романтики с непременными адюльтерами, в их сценарной папке не обнаружилось. Единственное исключение — жесткая подростковая драма «Кантия» Марии Вихровой о десятилетней девочке, пожелавшей смерти отцу, уличенному в супружеской измене, — эстетское авторское кино, требующее профессиональной доводки режиссером монтажа.

Региональный игровой питчинг оказался куда сильнее и конкурентнее. Наиболее перспективные проекты предложили сибиряки. Лауреат международных фестивалей короткого метра Баир Дышенов из Улан-Удэ и его дочь, выпускница продюсерских вгиковских курсов Наран-Ханда, решили дебютировать комедийным роад-муви «Русалка». Эта история незадачливых туристов, путешествующих по побережью Байкала и попадающих под обаяние шаманов, буддистов, старообрядцев и прекрасной обитательницы озера, находится пока в стадии первой сценарной разработки. Общий бюджет — 30 миллионов.

Михаил Кулунаков из Горно-Алтайска снял натурные, завораживающе атмосферные актерские пробы, выглядящие как готовый эпизод драматичной ленты по мотивам исторического романа национального классика Кюгея Телесова «Катунь весной» — семейной саги, раскрывающей подоплеку родовых конфликтов, обернувшихся Гражданской войной.

Окончив Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, Михаил четыре года проработал в театре Бориса Эйфмана, экранизируя хореографические постановки маэстро, а потом решил вернуться на малую родину. Совместно с главой Республики Алтай режиссер составил пятилетний план развития регионального кинематографа, обеспечил проект финансированием и частными инвестициями. Ныне надеется получить от Министерства культуры недостающие шесть миллионов рублей, рассчитывает, что победа, одержанная в региональном питчинге дебютантов, привлечет внимание к его картине.

Председатель продюсерского жюри питчингов, эксперт Министерства культуры Олег ИВАНОВ отметил перспективы регионального кинопроизводства на круглом столе:

— Рост активности наблюдается по нескольким направлениям. Недавно якутское правительство решило поддержать своих кинематографистов беспрецедентной суммой — 80 миллионов рублей. За год в республике снимается около десяти картин, это абсолютный рекорд по России.

Активно развивается Тюменская область. Производство фильмов обеспечивает цепочка из двадцати компаний, образующих единый кинокластер. Здесь есть компании, отвечающие за производство, сдающие в аренду технику, специализирующиеся на маркетинге, спецэффектах, кастинге; сценарные бюро и так далее.

Их слаженное сотрудничество делает региональную отрасль привлекательной для государственных и зарубежных инвестиций. Тюменский опыт служит вдохновляющим примером для творческих союзов кинематографистов Казани, Бурятии и Алтая, всех регионов страны, в которых действуют профессиональные объединения.

Организатор и модератор сценарного состязания, секретарь Союза кинематографистов Дмитрий ЯКУНИН поделился с «Культурой» секретами творческих успехов:

— Идея публичной защиты кинопроектов не нова. В советские годы судьбу фильмов решали студийные худсоветы, сегодня их место заняли продюсеры, эксперты Министерства культуры и Фонда кино. Пройти сквозь это «сито» дебютанту было проблематично. В 2013 году на первом заседании Молодежного центра при Союзе кинематографистов мы наметили ключевые направления нашей деятельности — продвижение короткометражных и региональных проектов, помощь начинающим сценаристам. Сегодня любой дебютант может предложить нам заявку, синопсис или готовый проект без залогов и препон, а в случае победы рассчитывать на внимание министерства и крупных компаний.

Тем, кто поверил в нас, с самого начала сопутствовала удача. На первом питчинге, проходившем в рамках Московского международного кинофестиваля, на защиту пришел Никита Михалков и пообещал поддержать лауреатов короткого метра. В итоге был снят альманах «Ближе, чем кажется», имевший фестивальный и зрительский успех. С первых же шагов наши победители заинтересовывали крупных продюсеров — режиссеры Наталия Беляускене, Рустам Мосафир, Константин Фам, один из авторов сценария к фильму «Битва за Севастополь» Леонид Корин получили путевку в большое кино. Не менее важен общественный резонанс — никто из продюсеров не ожидал увидеть полный зал зрителей и болельщиков. Мы стали проводить питчинги дважды в год — в феврале, накануне подачи заявок в Министерство культуры и Фонд кино, и в дни проведения ММКФ. На второй публичной защите победил Тимофей Жалнин (премьера его сибирской драмы «Двое» намечена на ноябрь), на следующей — короткометражная комедия Кирилла Васильева «Ну, здравствуй, Оксана Соколова», превратившаяся в полнометражный народный хит.

Ежегодно один или два проекта наших финалистов находят поддержку министерства и фонда. Это немного, но перспективы роста очевидны всем экспертам и продюсерам. КПД документального кино оказалось куда выше — мы способствуем запуску пяти-шести картин в год. С 2015-го активно помогаем развитию регионального кино. 

Лауреатом первых выездных слушаний стала победившая на  «Кинотавре» башкирская короткометражка Вадима Валиуллина «Кредит». К нам начали обращаться правительства других областей, и дело пошло: в 2017-м мы отпичинговались в десяти субъектах Федерации и получили президентский грант — пять с половиной миллионов рублей — на работу в пятнадцати областях. В следующем году нам выделили 15 миллионов, десять из которых составил наш призовой фонд. Эта сумма расходуется авторами на доводку проектов, вдохновляет руководство регионов и частных инвесторов активнее участвовать в кинопроцессе.

Случается, участники очных защит делают фильмы без привлечения бюджетных средств — например, комедия «Хандра» Алексея Камынина снята на деньги частного инвестора. Сегодня к ним присоединяются владельцы глобальных сетей. Новое направление деятельности — поддержка веб-сериалов для активно развивающихся онлайн-платформ. Интернет-продюсеры ищут новый контент, на ближайших питчингах они проведут у нас мастер-классы, расскажут дебютантам о своих приоритетах.

Я прежде всего бизнесмен, мне очень важно, что наши проекты и призовые фонды год от года растут. Но в отношении полюбившихся заявок не обладаю «правом первой ночи»: не хочу подорвать доверие крупных студий к нашему делу. Единственное исключение — сильные проекты, не поддержанные экспертами. Например, я взял в производство неигровой фильм слушателя Академии Михалкова, режиссера Павла Скоробогатова, о трудной судьбе иркутской смертельно больной художницы, решающей вопрос: уезжать или не уезжать из Верхоленска на большую землю ради будущего своих детей...


     Фото на анонсе: Министр культуры Республики Крым Арина Новосельская,
вдохновитель фестиваля Никита Михалков и мэр Ялты Алексей Челпанов/
пресс-служба фестиваля «Евразийский мост»