Серьезная вдова

Евгения КРИВИЦКАЯ

02.02.2013

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера знаменитой оперетты Легара «Веселая вдова».

На заснеженной сцене идет прощание с умершим банкиром Главари — самым богатым олигархом суверенной республики Понтеведро. На похороны является вереница карикатурных персонажей — высших чинов правительства марионеточного государства в каракулевых шапках-пирожках и серых пальто. Внезапно искусственные сугробы скатываются в рулоны, слетают чехлы — и перед нами уже бульвары Парижа, купающиеся в мягком свете фонарей. Элегантный дирижер Вольф Горелик дает ауфтакт — и под лихие мотивчики оркестра раскручивается интрига. Вдова Ганна Главари, обладательница всех миллионов республики, должна выйти замуж только за соотечественника. Удержать прелестницу нелегко: вдова любит покружить головы падким на деньги французам.

Безусловной удачей спектакля стала сценография (Александр Шишкин): после протокольного интерьера зала заседаний посольства действие переносится на малую родину веселой вдовы — на сибирские просторы с чумами и ярангами. Мужская массовка в тулупах танцует канкан, а герои объясняются в любви то ли в каяке, то ли в каноэ. Над их головами пульсирует огромное кровавое анатомическое сердце, иронически «снижая» пафос лирической сцены. Финал оперетты разворачивается в знаменитом ресторане «Максим», про который невнятно пел сотрудник посольства Понтеведро, молодой повеса граф Данило. Картинка кафешантана с пианистом-тапером и гризетками в блестках и перьях «прорисована» очень стильно. Однако зрелищность не может заменить актерского мастерства.

Режиссер Адольф Шапиро и поэт Вадим Жук полностью переписали тексты, максимально уснастив диалоги злободневными шутками в духе КВН. Но у исполнителей главных ролей — Дмитрия Зуева (граф Данило) и Ирины Ващенко (Ганна) — эти гэги звучат как-то искусственно и натужно. Более органично драматическая часть дается старшему поколению труппы. Выходы Леонида Зимненко (Военный атташе) и Николая Гуторовича (Атташе по культуре) не раз встречались аплодисментами, особенно когда в последнем действии Гуторович затянул ретро-мелодию Петра Лещенко: «Прощай, мой табор, пою в последний раз». Органично вписался в ансамбль функционеров и тенор Сергей Балашов (Посол).

Что касается музыкальной атмосферы оперетты, то до воздушности еще далеко. В «Стасике» любят вспоминать славные страницы истории, в том числе и первую постановку Музыкальной студии МХТ Немировича-Данченко: это была именно оперетта — «Дочь мадам Анго» Лекока. Но традиции до наших дней не сохранились. Легара поют очень серьезно, в академичной манере, без шарма и легкости. Оркестр корректно аккомпанирует, никак не влияя на темп действия. Вот и получается, что слушать «Веселую вдову» невесело.