Отцы и дяди

Анна ЧУЖКОВА

16.12.2012

Московские театры представили два новых спектакля на извечную тему. Порассуждать о поколенческой проблеме можно в «Табакерке» на премьере «Сестра Надежда» и Малом театре, где в очередной раз поставили «Детей Ванюшина».

Еще немного, и в афише «Табакерки» драматургам-шестидесятникам станет тесно. «Старший сын» Вампилова в репертуаре театрального подвала уже имеется. Видимо, чтобы не повторяться, спектакль по «Старшей сестре» Володина называется просто «Сестра Надежда». Хотя отличный актерский дуэт ставит под сомнение и этот заголовок. По крайней мере, делает его скорее метафоричным, чем буквальным.

Лида (Яна Сексте) и Надя (Алена Лаптева), лишившиеся родителей во время войны, живут под опекой своего дяди (Павел Ильин). Любящий родственник, как может, помогает девушкам встать на ноги, воспитывая их по своим понятиям, в духе благоразумной посредственности. Хорошая специальность, «материальная база» и скромная семья — в этот уютный, но чужой жизненный сценарий героини никак не хотят вписать собственную судьбу. Вместо благоустроенного быта на их долю приходятся сомнения, поиски и пугающая неизвестность.

Не равняться на признанные образцы хватило духа и режиссеру, и исполнительницам главных ролей. Знаменитый фильм Георгия Натансона 1966 года «Старшая сестра» к спектаклю не имеет никакого отношения. Вместо запомнившихся образов, созданных Дорониной и Теняковой, — красивых и правильных умниц — земные и очень понятные сестры со своими срывами, слабостями, ошибками. Лида — совсем еще ребенок, неказистая, нескладная, ранимая. И заботливая, добродушная старшая сестра, рано повзрослевшая, но так и не расставшаяся с детской непосредственностью. Надя, девушка с изюминкой, угощает зрителей изюмом, фантазирует вслух и мечтает стать актрисой.

Антураж 60-х: платья, туфли-лодочки и «Ландыш серебристый». Пара пружинных кроватей, стол да одинокая лампочка Ильича, свисающая с потолка — вот и вся скупая обстановка коммуналки. Впрочем, условно обрисованное пространство с легкостью изменяется воображением. Вместо тщательно замаскированных стыков — залатанное сценическое время швами наружу. Здесь рождаются трогательные моменты: долгие поцелуи и даже сны, наполненные сюрреалистическими эффектами, а главное — настроение каждой следующей сцены. Смех и слезы, тихие разговоры и разудалое веселье — все смешивается в объемной и непростой жизни. Любовное объяснение сменяется безобразной пьянкой с гармонью, вчерашняя неудача — славой, а блистательный успех вдруг отсвечивает совершено неожиданной гранью без радости и веры в будущее.

К буквальному прочтению пьесы Александр Марин прибавляет обе редакции финала: опубликованную оптимистическую, где Надя все-таки сыграет Лауру и станет знаменитой артисткой, и открытую концовку, изначально задуманную Володиным, где так и не ясно, что ждет старшую сестру в будущем. Оба варианта мы увидим в снах: здесь в чаду кабаре звучит немецкий зонг, наручные часы превращаются в жвачку, убегает от прикосновения лампочка, закрывая выход со сцены, съезжаются стены. В этом тупике финальная реплика Нади: «Что же делать?!» звучит, почти как чеховское: «Если бы знать!»...

«Сестра Надежда». Театр п/р О. Табакова

По пьесе А. Володина «Старшая сестра»

Режиссер Александр Марин

Сценография: Александр Марин

В ролях: Алена Лаптева, Яна Сексте, Павел Ильин, Денис Никифоров

Еще одну историю о взаимоотношениях отцов и детей показали в Малом. Спектакль «Дети Ванюшина» режиссера Виталия Иванова предстает не столько социальной драмой, разоблачающей мещанские нравы и алчность, сколько рассказом о трагическом непонимании друг друга двумя поколениями одной семьи.

Ванюшин — успешный делец. За работой он забывает о воспитании своих наследников, перепоручив их гимназии, гувернанткам и нянькам-растлительницам. Пока купец занимается хозяйством, его семья разваливается: в доме плетутся интриги, «слухами полна вся дворня», а неблагодарные дети вырастают эгоистами и мелочными сплетниками. И вот, наконец, суровая правда бьет в глаза Ванюшину, но исправить положение уже не представляется возможным. Заносчивый старший сын Константин (Олег Доброван) тайно живет со своей кузиной, младший (Михаил Мартьянов) — ворует деньги у сердобольной матери (Людмила Полякова). Измены и ложь давно поселились в этом доме.

Автобиографическая пьеса Найденова была издана почти одновременно с горьковскими «Мещанами», в 1901 году, и с тех пор пользовалась неизменной популярностью. На сцену Малого «Дети Ванюшина» выходят уже в четвертый раз. В 1938-м роль русского Лира исполнял Николай Рыбников, в 1983-м — Михаил Царев. В сегодняшней премьере главная роль досталась Борису Невзорову, и это можно считать несомненной удачей. В его трактовке грубый и бесчувственный купец получился неожиданно трогательным. Ванюшин то слегка пожурит младших девочек, то потреплет за щечки. Все, казалось бы, обидные слова, произнесенные с любовью, оборачиваются неуклюжей лаской — тем более нежной. За что так не любит всепрощающих родителей младшее поколение, ответить сложно.

Почти все Ванюшины органичны в «живых», почти жилых декорациях, но и в этой семье — не без фарсовых персонажей. Грядущее пополнение грозит ввести в дом даму более чем эксцентричную — Костину невесту. Появление Инны (Анастасия Дубровская) и ее мамаши (Алефтина Евдокимова) — неожиданный, почти цирковой номер, сопровождающийся бурным смехом из зрительного зала. На фоне выдержанной в классическом духе серьезной постановки, героини выглядят сущими клоунами. Разряженные в черное, они появляются на сияющей сцене, как две кляксы. Походка, осанка, речь — все в них чужое, гротескное, будто взято из другого спектакля. Инна — воплощенный декаданс: дерзкая, с холодными интонациями и леденящим смехом. Рядом с невестой Костя совсем беспомощен — вот оно возмездие.

К сценографии здесь, как всегда, подошли с особенным шиком. Декорации тщательно повторяют авторские ремарки. На сценическом круге возник целый дом, в деталях, со всеми мелочами воспроизводящий купеческий быт. Несколько комнат загромождает тяжелая темного дерева мебель, многочисленные абажуры, картины, самовары. В старомодной обстановке чувствуется основательность и надежность. Такой прочности не хватает семье Ванюшиных. Ведь здесь за каждой дверью — подслушивающее ухо, в каждой комнате — свой грязный секрет. Пафоса придает писаный задник, окруживший с трех сторон грешный дом золотыми куполами и крестами. Под аккомпанемент свиридовского духовного хора так и вырисовывается картина масштабной гибели всего старого, доброго, отеческого. Где, как не в Малом, размышлять на эту тему...

«Дети Ванюшина»

Малый театр. С.А. Найденов

Режиссер Виталий Иванов

Сценография: Александр Глазунов

В ролях: Борис Невзоров, Людмила Полякова, Олег Доброван, Михаил Мартьянов