Был бы театр, а «... деньги» найдутся

Николай АКИМОВ

24.01.2019

Многим, безусловно, хотелось, чтобы День студента в Год театра запомнился каким-нибудь знаковым событием именно для ребят из театральных вузов и поклонников драматического искусства. И вот накануне 25 января ГИТИС подарил настоящий праздник не только своим учащимся, но и всей культурной Москве. После реконструкции в Большом Гнездниковском переулке открылся обновленный Учебный театр ГИТИСа.

«Дом Нирнзее» (автор — архитектор Эрнст Рихард Нирнзее), век назад прозванный жителями столицы «первым небоскребом», имеет богатейшую историю: когда-то в нем располагались знаменитый театр-кабаре «Летучая мышь» и камерный театр миниатюр «Кривой Джимми».

Здесь же работали студия Малого театра, без малого три десятилетия — театр «Ромэн», отсюда начинались Театр Сатиры и «Мастерская Петра Фоменко».

Неудивительно, что здание поизносилось. Люди, посвятившие себя театральным подмосткам, конечно же, могут терпеть многие неудобства, воспринимая их частью этакой реалистичной декорации. Но в какой-то момент даже самые стойкие поняли: жить так дальше нельзя! Кто бы стал соседствовать с крысами, которые совсем уже обнаглели, во время дождей — заниматься в аудиториях по колено в воде? Последний звонок прозвенел, когда прямо по ходу спектакля факультета эстрады в фойе прорвало трубу отопления. Чтобы заглушить звук льющейся воды, пришлось даже увеличивать громкость фонограммы. После этого случая ректор Российского института театрального искусства Григорий Заславский решил обратиться к министру культуры с просьбой о ремонте.

Поначалу реконструкцию намечалось провести с октября 2017-го по март 2018 года. Однако на этапе согласования со столичными властями, а именно с департаментом культурного наследия, процесс несколько приостановился. Ремонтные работы стартовали лишь в конце прошлого июня. За две недели до Нового года шикарное помещение для учебного театра было сдано непосредственному заказчику. Оставалось всего ничего — довершить плановый капремонт. Дело в том, что «Дом Нирнзее» по-своему уникален. Будучи задуманным в качестве «жилья для холостяков» и других арендаторов, представляющих дореволюционный эконом-класс, он проектировался с учетом использования подвальных помещений под театр. Соответственно и большинство коммунальных проблем у театралов и жителей являются общими — скажем, электрическая разводка, водопровод, теплоснабжение. Несмотря на то, что инженерные сети не менялись с момента постройки (!), не все сегодняшние обитатели квартир поспешили поддержать идею с ремонтом. Приходилось договариваться, руководство вуза встретилось с каждым. В результате удалось совместить реконструкцию театрального подвала с капремонтом всего здания.

Интерьером учебного театра занимался известный архитектор Сергей Куцевалов (Студия театрального искусства Сергея Женовача, Другая сцена «Современника», Камерный театр в городе Воронеже, режиссерский факультет ГИТИСа). По его проекту восстановили исторический облик — теперь отделка и внутреннее убранство выглядят практически так же, как в 1913 году. Открыты оригинальные потолки, стены очистили от наслоений штукатурки и покрасили белым цветом, в фойе и буфете постелили классический дубовый паркет. Освещение также «вернулось к истокам» времен Томаса Эдисона — стилизованным подвесным светильникам эпохи промышленной революции. Увы, но фреску величайшего русского художника и сценографа Николая Сапунова, которая, как говорят, украшала одну из стен, найти не получилось.

Уже на этапе ремонта было решено в полтора раза расширить главный вход, объединив театральную кассу и помещения администратора. Коридор превратился в еще один вестибюль с выходом в фойе. Кресла в зрительном зале заменили на эргономичные сиденья индивидуального изготовления. Для удобства студентов и артистов были переделаны гримерки, а их количество увеличилось.

В интервью нашим коллегам с телеканала «Культура» Заславский так и подчеркнул: «Удалось сделать один из самых красивых и по-современному комфортных театров... По насыщенности технологиями — еще многое впереди. Хотя мне кажется, что в театре все равно главное — это живой актер».

Историческую сцену учебный театр откроет премьерой режиссерского факультета по пьесе Александра Островского «Бешеные деньги». Но, и это крайне важно отметить, доступ получат не только свои студенты и выпускники, но и ребята из других театральных вузов столицы. Вообще же руководство ГИТИСа стремится вернуть те времена, когда в Большом Гнездниковском шли дипломные спектакли Школы-студии МХАТ, Щепкинского и Щукинского театральных институтов, ВГИКа и МГАХ. «Мы ведь не конкуренты, а лучшие театральные вузы страны, которые занимаются одним великим делом», — признается Григорий Заславский.

Он, кстати говоря, еще до начала ремонта регулярно (хотя и не часто) лично проводил экскурсии по «Дому Нирнзее» в рамках Дней исторического и культурного наследия Москвы. Любой желающий мог тогда с помощью ректора познакомиться с историей первой столичной высотки, а также окунуться в закулисье Учебного театра ГИТИСа. Надеемся, что подобная возможность у москвичей и гостей столицы останется.


Фото на анонсе: Татьяна Маслова