Зеркальный ответ

Ксения ПОЗДНЯКОВА

13.12.2018

В Москве состоялось официальное открытие обновленного Театра Олега Табакова (ТОТ) на Сухаревской площади.

Гостей приветствовал Владимир Машков. Среди приглашенных оказались глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский, худрук Театра имени Вахтангова Римас Туминас, режиссеры Павел Лунгин, Владимир Хотиненко, худрук «Современника» Галина Волчек, глава Малого театра Юрий Соломин, актеры Михаил Пореченков, Леонид Ярмольник, Сергей Гармаш и многие другие. На входе каждому выдавалась бутоньерка — красная гвоздика в обрамлении пары колосьев — символ причастности к празднику.

ТОТ встречает блеском «Хрустального фойе», отраженного в множестве зеркал. Только первый этаж, называемый «Внимание», вмещает в себя зеркальную нишу, цилиндрическое зеркало Хикса, блестящую поверхность водопада и множество других отражающих и отражающихся поверхностей. На вопрос, почему символом  нового пространства было выбрано именно зеркало, худрук объяснил в программке так: «Театр — это зеркало реальной жизни. И чем чище, чем правдоподобнее и точнее зеркало, тем глубже эмоциональное проникновение в душу зрителя.

Олег Табаков не раз повторял, что «в театре зрителю необходимо испытать радость узнавания самого себя. Театр — это место встречи каждого с самим собой». Кроме того, по словам Машкова, зеркало сцены отражает зрителя, его глаза — зеркало души, и голос — зеркало характера. Каждое новое стекло, видимо, призвано повернуть человека новой гранью и буквально за руку (а именно так выглядит ручка двери) привести в «Комнату бесконечности». В легком голубоватом свете среди множества собственных «я» «Внимание» обостряется, пробуждая «Воображение». А значит, можно смело отправляться на второй этаж, носящий это название.

Здесь ждут витражи ручной работы и зеркальный коридор с фотографиями артистов театра. Заканчивается галерея очередным волшебным стеклом, заглядывая в которое можно увидеть себя в сопровождении одного из актеров ТОТ. Кому-то интересно посмотреть, кто выйдет навстречу, а кому-то — дождаться любимого артиста, — тут уж каждый волен выбирать сам.

Третий этаж — «Чувство» — открывается портретом основателя театра, опять же зеркальным. Из кармана Олега Табакова вылетают бабочки, которых, говорят, он очень любил. От «Чувства» переходим в зрительный зал. 25-минутное шоу «Атом солнца» — в дальнейшем оно должно стать полноценным репертуарным спектаклем — призвано представить творческие и сценические возможности театра.

Перед началом Машков сказал: «Сегодня у нас самый невероятный день. Мы возвращаемся на нашу родную любимую сцену. У нас есть наш уникальный угольный подвал — «Табакерка», которая преобразилась. Мы ее увеличили на 70 кубических метров. Там больше стало воздуха как для зрителей так и для артистов. Это была мечта Олега Павловича. На это здание у него, к сожалению, не хватило времени. Но мы продолжили осуществление его мечты. Он хотел, чтобы в театре всегда было много народа. За счет зеркал мы увеличили количество зрителей ровно в два раза: с 388 до 776. Мы продолжим идти путем, который нам показал наш учитель Олег Табаков».

Собственно отрывок, показанный труппой, во многом и был посвящен теме ученичества, преемственности поколений, отражению и преломлению в нас людей, которые нас воспитали и сформировали. И поиску того самого «Атома солнца», который, по признанию драматурга Виктора Розова, когда-то проглотил Табаков. В результате найти эту искру Божию или, вернее, зажечь в себе и окружающих удастся всем участникам спектакля. А учитывая, как здесь чтут традицию и своих мастеров, неудивительно, что первый огонек загорелся за ухом у руководителя «Современника» Галины Борисовны Волчек. Передать его дальше было уготовано одному из сильнейших артистов труппы Андрею Смолякову. Первую цепочку, по которой перетекал атом, составили четыре клоуна — Сергей Угрюмов, Виталий Егоров, Андрей Смоляков и Сергей Беляев. Затем к ним присоединились и молодые участники постановки, каждый из которых получил свой кусочек Солнца. Удастся ли им пронести этот свет и приумножить его, подобно зеркалу, — пока вопрос. Но начало положено яркое.