20.01.2012
Но все же согласиться с тем, что все прочие театральные высказывания в одночасье сделались несвоевременными, тоже не получается. И главное, ведь всем место найдется, зачем толкаться?
Премьера «Табакерки» — спектакль «Дьявол» по малоизвестной и незаконченной (с двумя намеченными финалами) повести Льва Толстого — исследует иное поле битвы — душу человеческую. В основе, казалось бы, до смешного банальная история. Ну позволил себе молодой помещик Иртенев (Максим Матвеев) кратковременные «сношения» с крестьянкой Степанидой (Екатерина Стеблина) — ничего серьезного, исключительно «для здоровья». А потом, как водится, женился на молодой дворянке Лизе Анненской (Ольга Красько). Ан прежние страсти не отпускают. Да кто так нынче не живет и при этом вовсе не мыслит возвести мелкие житейские проблемки в ранг «вечных вопросов».
А вот Лев Николаевич возводил. Сам то убегал от грехов, то каялся и неизменно сублимировал все это в своих сочинениях. Мелкие интрижки оборачивались у него поистине дьявольскими соблазнами, банальная измена провоцировала мучительные поиски нравственного стержня в себе самом, ведь от «себя самого», как оказывалось, зависят судьбы и жизни других людей.
Молодой режиссер Михаил Станкевич, ученик Сергея Женовача, дебютировал этим спектаклем на профессиональной сцене. Больных, масштабных толстовских вопросов он не испугался. Наверное, главный плюс постановки — в бескомпромиссной серьезности замысла. Это, в общем-то, непростая задача, учитывая известные дидактичность и морализаторство Льва Николаевича. Тем не менее ни одного душеспасительного монолога здесь не опущено, и Максим Матвеев — Иртенев удивительно в них искренен.
Крестьянский и помещичий быт сценографом Алексеем Вотяковым сокращен до минимума: конструкции из светлого дерева с готовностью оборачиваются то молотилкой, то сеновалом, то сараюшкой с бесконечно открывающимися и закрывающимися дверями-оконцами. На заднем плане — немногочисленные сцены поместной жизни: посиделки за накрытым столом, домашний концерт (музыка Григория Гоберника), постель больной Лизы… Жанр сценического рассказа уже хорошо освоен «Табакеркой» в известных постановках Миндаугаса Карбаускиса.
Здесь нет хороводов ряженых пейзанок и прочей «этнографии». Актерская пластика (в постановке Рушана Иксанова) современна, даже эротична. Здесь льется мелкий дождик, во все стороны летит зерно, ковром покрывая подмостки. В общем, есть условно-театральная атмосфера, в которой вполне комфортно и молодым, и опытным актерам.
Соблазнительница Степанида — Стеблина больше похожа не на крестьянку, а на ведьмочку-панночку. Трогательная и трепетная Лиза — Красько вполне может составить ей конкуренцию, но тут соблазн не плотского, а душевного склада. Анненская-старшая в исполнении Розы Хайруллиной вносит ноту гротеска, клоунады. Дядюшка Андрей — Борис Плотников — отдельная песня, причем порой в прямом смысле этого слова: опытная игривость «хорошо пожившего» барина подкрепляется в его исполнении еще и отличными вокальными данными. Под стать братцу маменька Иртенева — Марина Салакова, записная кокетка, все еще балансирующая между барышней и барыней.
Игра, предложенная Станкевичем, явно захватывает актеров. Конечно, в «Дьяволе» немало ученических приемов, ведь молодой режиссер совсем недавно покинул гитисовские аудитории. Но придуманная им игра сглаживает дидактичность эпизодов, делает их неожиданными, непредсказуемыми, отчего толстовский пафос кажется более органичным, искренним. Даже финальный выстрел Иртенева, оборвавший его молодую жизнь, не выглядит страшным наказанием, но ощущается трагическим итогом того, кто пал на поле битвы за собственную душу.
Лев Толстой, «Дьявол».
Театр п/р Олега Табакова.
Режиссер Михаил Станкевич.
Художник Алексей Вотяков.
Композитор Григорий Гоберник.
В ролях: Максим Матвеев, Марина Салакова, Борис Плотников, Ольга Красько, Роза Хайруллина...