13.09.2018
Все началось с пейзажа
Не так часто случается, чтобы пейзаж, запечатленный на хрестоматийном полотне — таком, что ночью разбуди, опишешь каждую былинку-травинку, — не утратил своей узнаваемой первозданности даже спустя более столетия. С поленовской «Золотой осенью», известной каждому советскому школьнику по неисчислимым репродукциям в учебниках родной речи, такое обыкновенное чудо как раз и произошло. Спускаешься по тропинке от усадьбы Василия Дмитриевича Поленова к речному берегу, и вот оно — сентябрьское золото берез и стылая синь окской волны, отражающая небеса. Белеет храм, освященный во имя Живоначальной Троицы. Василий Поленов строил его по своим эскизам и на собственные средства для жителей села Бёхово.
Впрочем, актера и режиссера Вадима Медведева вдохновила другая картина мастера — «Бабушкин сад». В ее честь придуманный им фестиваль добрых искусств и получил свое название.
— Впервые в эти места, их иначе как волшебными и не назовешь, — признается Вадим, — я попал благодаря Федору Конюхову и деревне, которую он собирается строить неподалеку от заповедника. Наверное, здешние пейзажи и вызвали в памяти какие-то зыбкие ассоциации с «Московским двориком» Василия Поленова, а там уже и до «Бабушкиного сада» рукой подать. Даже странно, что эта картина известна меньше, ведь на знаменитом поленовском полотне прекрасно виден угол того особняка, из которого выходят в сад бабушка с внучкой. Трудно объяснить словами, чем она мне так в душу запала. Может, своей несуетностью, напрочь отсутствующей в нашей сегодняшней жизни. Когда видишь, как юность и старость идут рука об руку, возникает желание вот эту связь времен, изрядно растрепанную последними десятилетиями нашей непростой истории, восстановить во что бы то ни стало. Что толку сетовать на времена — их, как известно, не выбирают. Нужно действовать. Несмотря на то, что душевный подход к творчеству сегодня, как говорится, «не в тренде». Можно творить во имя Бога, а можно и во имя дьявола. Усидеть на двух стульях не получится. Да и при смешении белого с черным, увы, получается серый цвет. Я могу понять тех, кто выбрал черный, но мне с ними не по пути. Вот почему мы определили «Бабушкин сад» как фестиваль добрых искусств — искусств, ведущих поиск на территории любви.
Как известно, Василий Дмитриевич Поленов был человеком воистину леонардовской разносторонности — писал картины, занимался резьбой по камню и дереву, сочинял музыку, придумывал театральные декорации и костюмы и сам участвовал в любительских спектаклях. Неудивительно, что фестиваль, пустивший корни на благодатной поленовской земле, объединил многие виды искусства — от кинематографа до хореографии и от живописи до театра. Для не совсем обычного фестиваля и место выбрали под стать. Сто шагов по тропинке, убегающей от ограды поленовской церкви, и вы попадаете в удивительную страну ДРП — Детскую республику Поленово, где заботливо выращивают юные таланты на протяжении вот уже шести с половиной десятилетий. На три солнечных дня — даже строптивая родимая погода не стала никому портить настроения — опустевшая было с наступлением сентября летняя ребячья страна стала центром притяжения не только для местных жителей, сюда ехали из Тарусы и Новомосковска, Чехова, Подольска, Тулы и даже из Москвы.
Однако фестиваль стал событием не потому, что в российской провинции их не так много, как хотелось бы (наши люди умеют наладить яркую и насыщенную жизнь в любой точке необъятной Отчизны, было бы желание). Для обитателей бетонных человейников это была вылазка в заповедник той культуры, которую в лабиринтах больших городов не так-то легко отыскать. Все искусства на фестивале были равноправны. Духовой оркестр сменял дуэт арф, народный хореографический ансамбль — детская школа классического танца, эстрадных исполнительниц — хоровая капелла. Однако у гостей фестиваля была возможность не только на других посмотреть, но и себя показать, попробовав себя в качестве художника-акварелиста, гончара, кузнеца или кукольного мастера.
Там Кот ученый
Но, пожалуй, самой насыщенной и разнообразной получилась театральная программа, в которой нашлось место всем жанрам. Аншлаг был практически на каждом спектакле, что в Большом театре, что в Малом, что в Зеленом. В «Бабушкином саду» собрались люди, которые по-прежнему верят, что «театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» и не бояться поверять то, что делают, этой емкой гоголевской формулой.
Малыши попадают в мир театра, как правило, через сказку. В «Бабушкином саду» нашлось место и Андерсену, и Пушкину, и Добрыне Никитичу со Змеем Горынычем. Зрители постарше подпевали героям мюзикла «Том Сойер» Семейного музыкального театра Мечты (да-да, с большой буквы — это поселок такой недалеко от Лобни) и своим сверстникам из Школы гардемаринов Дмитрия Харатьяна, разыгравшим сценическую версию любимого многими фильма Светланы Дружининой.
Был в программе фестиваля и совершенно невероятный спектакль — не детский, не взрослый, а «всехний» — «Семейная пекарня». Юрий Макеев и его товарищи по «Театру Вкуса» (есть, оказывается, в Москве и такой, ни на что не похожий театр) рассказали совсем простую историю об искусном французском пекаре Жан-Жюль-Жаке и его трудолюбивом семействе. К середине спектакля на сцене уже азартно лицедействовала публика: старые и малые месили тесто, скручивали из него крендельки и булочки, а потом с нетерпением ждали, когда же они подрумянятся в печи. Как же удивлялись эти милые городские мальчики и девочки, узнавая, сколько сил и таланта нужно для того, чтобы испечь самую обыкновенную булочку. Может быть, тяжесть и радость настоящего труда нужно постигать именно таким способом?
Удивительные открытия в «Бабушкином саду» ожидали и взрослых. Молодой сценарист Тимур Алгабеков представил два фрагмента из аудиоспектакля «Вселенная голосов», еще раз доказав, что новое — это хорошо забытое старое. В дотелевизионную эпоху радиоспектакль был одним из любимейших жанров — достаточно вспомнить легендарную передачу «Театр у микрофона», существовавшую на Всесоюзном радио в течение нескольких десятилетий. И вот в новом веке зритель, избалованный спецэффектами и компьютерной графикой, прочно утвердившимися уже и на театральных подмостках, с удивлением обнаруживает, что в темной-темной комнате его воображение, подключенное исключительно лишь к его же собственным ушам, может работать не хуже самого мощного процессора и самого навороченного графического редактора.
Анатолий Кот, известный в основном ролями кинозлодеев, с легкой руки немецкого режиссера Моники Добровлянски, «скрестившей» «Записки сумасшедшего» Гоголя с текстом Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд», на театральных подмостках примерил совершенно иное амплуа. Актер попытался взглянуть на страдания несчастного Поприщина глазами среднестатистического экземпляра «офисного планктона». Эффект получился жутковато-предсказуемым.
По границе поэзии и драмы пролетел «Розовый самолет» режиссера Сергея Ускова, собравшего замысловатую психоделическую «мозаику», как было сказано в аннотации, из 32 стихотворений 17 молодых поэтов. Актеры Мария Беккер и Антон Эльдаров приложили максимум усилий, чтобы в рассказанной ими истории о любви, одиночестве и несбывшихся надеждах бился пульс живой жизни.
Женщины на грани
В путешествие во времени пригласила своих зрителей Любовь Толкалина. Спектакль «Последняя русская царица» — это рассказ о судьбе первой супруги царя Петра, Евдокии Лопухиной. Ее лишили трона, свободы, права на женское счастье, разлучили с маленьким сыном, но не смогли сломить духовно. Трагедия античного накала сыграна актрисой очень сдержанно; скупы и жесты, и мимика, и интонации. Для нее важно не растрогать зрителя, а передать ему некое послание: в битве жизни главная победа имеет только нравственное измерение.
Еще одна история о трудном счастье — моноспектакль актрисы Театра Армена Джигарханяна Ксении Громовой «Софья», где дневниковые записи Софьи Андреевны Толстой переплетены со строками романов, сочиненных ее гениальным мужем. Жизнь, отражающаяся в литературе, литература, меняющая ход жизни. Актриса заставляет нас верить в то, что Кити Левина и Наташа — женщины не менее реальные, чем Сонечка Берс. Быть женой гения — каторжный труд? Великое служение? Или просто тайна, которую никому никогда до конца не разгадать.
Впрочем, актрисам непрофессиональным, вернее, не имеющим соответствующего диплома, аплодисментов досталось не меньше, чем звездам. Александра Ермишина, Алена Ирина, Альфия Лоренц и Екатерина Мешкова — те самые Ермоловы, которые, по авторитетному мнению персонажа из «Берегись автомобиля», хорошо играют вечером, потому что днем работают у шлифовального станка. Для многих гостей фестиваля существование самодеятельных театров стало настоящим открытием. Театральная студия творческого центра «Мир талантов» из города Пущино на Вильяма нашего Шекспира пока не замахивается, а с современной драматургией справляется азартно и лихо. На фестивале был показан спектакль «Давай, детка!», поставленный актрисой Еленой Медведевой по пьесе Михаила Хейфеца «В ожидании ЕГО». Кто лучше женщины сумеет рассказать о том, что ей — женщине — нужно для счастья?
И тут всем стало не до слов
Но, пожалуй, самым сильным потрясением, самым неожиданным открытием, самым мощным эмоциональным всплеском стал спектакль «Гамлет. Начало» театра неслышащих актеров «Недослов». Отсутствие слуха не помешало этим людям освоить непростую актерскую профессию — все они выпускники театрального факультета Государственного специализированного института искусств (сейчас — РГСАИ). Театр существует уже 15 лет, в его афише десяток спектаклей, среди которых «Гамлет» — один из самых востребованных. У постановки сразу два автора — режиссер Юлия Авшарова и педагог по жесту Варвара Ромашкина, она же — диктор-переводчик, чей голос доносит до зрителя упругий текст. Но вот она — магия театра — через десять минут ты начинаешь «слышать» самих актеров! Каждый жест, каждый поворот головы, каждый взгляд придают шекспировской поэзии кристальную ясность. Ничего лишнего.
Что же объединило такие разные спектакли, столь непохожие друг на друга театры в пространстве «Бабушкиного сада»? Ответ на этот вопрос можно найти у Василия Дмитриевича Поленова: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит».
Фото на анонсе: Александр Макаров/РИА Новости