Итальянские всПЛЕСки

Александр МАТУСЕВИЧ

16.07.2018

В воспетом великим Левитаном Плёсе прошел уже четвертый Дачный фестиваль имени Шаляпина.

Малюсенький городок на берегу Волги — ​поэтичные края, известные каждому по картинам знаменитого живописца. Тихая провинция — ​таких мест в России много: неброская красота русской природы, которую способна схватить, верно запечатлеть только кисть настоящего мастера, и полное запустение. В отличие от многих других, Плёсу еще, можно сказать, повезло: туристические теплоходы обязательно причаливают сюда — ​дом-музей Левитана неизменно включен во все маршруты. И тогда туристическое оживление напоминает о былой славе этого богатого города — ​приезжие с удивлением рассматривают фасады изящных купеческих особняков и величественных церквей, свидетельствующих о лучших временах, запруживают набережную и Торговую площадь…

Дать Плёсу дополнительный импульс к развитию как раз и призван учрежденный несколько лет назад музыкальный фестиваль. Он осенен именем великого Шаляпина — ​певец земли русской любил здешние пейзажи и даже обзавелся собственным домом, но поблаженствовать в нем не успел: революционные события и последовавший отъезд за границу навсегда разлучили Федора Ивановича не только с плёсской дачей, но и с родиной как таковой. Шаляпинских фестивалей в России уже несколько, и в этом смысле Плёс — ​совсем не оригинален, хотя мотивацию понять нетрудно: более знаменитого певческого бренда, чем прославленный бас императорской сцены, в стране за сто лет, пожалуй, так и не появилось. Зато, безусловно, находкой является само название форума — ​«дачный», настраивающий на необременительное просвещение шедеврами популярной классики.

Местные жители (в Плёсе с близлежащими селами обитают от силы две с половиной тысячи человек) и их земляки из других городов Ивановской области, гости из соседних Вологодской и Ярославской, многочисленные туристы, сплавляющиеся по Волге, имеют возможность посетить фестивальные мероприятия. Пока масштаб форума скромен — ​всего пара концертов, но в перспективе организаторы (президент фестиваля, супруга председателя совета Плёсского городского поселения Инга Каримова и его худрук, бас Аскар Абдразаков) планируют расширяться. Первый концерт прошел в мае и познакомил публику с творческими достижениями солистов Центра оперного пения Галины Вишневской и стипендиатов Фонда Мстислава Ростроповича — ​молодые вокалисты и инструменталисты выступили в Левитановском центре. Второй подарил слушателям встречу со звездами — ​на Торговой площади в формате open-air пели российские и итальянские вокалисты в сопровождении симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», за пульт которого встал маэстро Марко Боэми.

Итальянская инъекция призвана обеспечить реализацию идеи «Года Италии в Плёсе», чьим ключевым событием и стал Дачный фестиваль. Проект реализуется при поддержке Посольства Италии в России — ​на гала-концерт на Торговой прибыл сам посол господин Паскуале Терраччано, с российской стороны официальный уровень был представлен также высоким гостем — ​исполняющим обязанности губернатора Ивановской области Станиславом Воскресенским.

Гала был заявлен как концерт итальянской оперной музыки, и, действительно, увертюр, арий и дуэтов из кладовых великого жанра прозвучало немало — ​солистки Большого театра сопрано Анна Аглатова и меццо Светлана Шилова, прославленные басы братья Абдразаковы спели пленительные мелодии Моцарта, Россини, Верди и Бойто. Но смысловым центром вечера стали «совсем другие песни», на которые собравшаяся публика откликалась с искренним энтузиазмом: итальянская эстрада и неаполитанские песни имели гораздо более шумный успех. На Дачный фестиваль пожаловал сам Робертино Лоретти, чудо-ребенок далеких 1960-х. И хотя он уже давно — ​почтенный мэтр, а его пленительный дискант остался только на пластинках и в воспоминаниях, имя, приобретенное когда-то и завоевавшее весь мир, работает до сих пор. Пара эстрадных композиций, скорее продекламированных, нежели пропетых знаменитостью, но неизменно с зажигательной эмоциональностью, буквально воспламенили аудиторию, которая охотно подпевала именитому гостю и даже пританцовывала.

В том же ключе — ​исключительно с неоперными шлягерами — ​выступили молодой итальянский тенор Джордано Лука и мариинский баритон Василий Герелло. Шоу-стиль петербуржца особенно корреспондировал с манерой Лоретти: двум баритонам разных поколений и, безусловно, различного сценического прошлого успешно удалось сбить некоторый оперный пафос и низвести формат гала с котурн академической серьезности. Впрочем, остальные участники не отставали и, хотя оставались в рамках амплуа оперных исполнителей, охотно поддерживали шутливый тон вечера. Система звукоусиления (понятно, что Торговая площадь — ​не античный амфитеатр и естественной акустики не имеет) была более благосклонна именно к исполнителям эстрадного формата. Так что, если организаторы мыслят фестиваль именно как праздник классической музыки, стоит подумать о более тонкой настройке подзвучки. Равно как и об элементарных удобствах для пришедших на праздник: проект носит социальный характер, доступ на концерт открыт всем и каждому, что, безусловно, нужно только приветствовать, однако минимум внимания к публике стало бы неплохим бонусом — ​коли уж мы ориентируемся на высокие европейские стандарты.