Старый актер Синичкин пытается устроить дебют на театре для любимой, единственной и вдобавок талантливой дочери. Мир закулисья, интриги, приключения — сочные краски, яркие образы. Танцы, живая музыка, остроумные куплеты — кажется, все условия для зрелищного веселого спектакля. Оказалось, не все. Чтобы такой синтетический коктейль вышел по-настоящему вкусным, его надо уметь готовить. Но откуда умению взяться, если практики почти сто лет не было? И для режиссера Еремина, и для актеров Табакерки «старик Гурыч» — абсолютный дебют в жанре.
В «Табакерке», кстати, поставили не оригинального «Синичкина», сочиненного Дмитрием Ленским в XIX веке (впрочем, и не совсем сочиненного — Ленский Синичкина не изобретал, о чем открыто было заявлено на обложке его книги: «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка». Водевиль в 5 действиях, переделанный из французской пьесы «Отец дебютантки»). За основу взяли ремейк конца 40-х века прошлого — по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина.
Отсюда узнаваемая эрдмановская стилистика некоторых сцен. Вот хоть товарищ Зефиров — главный покровитель Раисы Минишны — в военном френче, при револьвере и полногрудо-гротесковой секретарше Матильде — с удовольствием трескает дареный зефир, напевая: «Кто не с нами, тот против нас». Эта нота, пожалуй, единственная, которую хоть как-то при желании можно проассоциировать с сегодняшним днем. А так, в чарующих ритмах джаза теряешь представление, какой век на театральном дворе. Режиссер задает время очень условно — 1920-е годы, НЭП. Отсюда стиль костюмов и музыкальная атмосфера — в мелодиях Цфасмана, Варламова, Вертинского. Кстати, атмосферу эту отлично создает живой джаз-квинтет Алексея Елкина, забившийся на антресоли над сценой.
Недавней выпускнице Школы-студии МХАТ Нине Гусевой роль дебютантки Лизы эмоционально очень близка. Вот только получается как-то странно. Показывается Лиза Синичкина антрепренеру Пустославскому — чуть танца, чуть пения и — о ужас, о скандал! — не обнаруживает ничего серьезнее школьного кружка самодеятельности. И тут рушится образ добрейшего Льва Гурыча, заботящегося о том, чтобы его ну очень талантливая дочь заняла место неблагодарной посредственности Раисы Минишны. Дарья Калмыкова в роли театральной примадонны куда более убедительна, чем юная Гусева в роли домашнего самородка. Лев Гурыч из вершителя высшей справедливости на глазах превращается в банального лоббиста. А кто сегодня не протежирует?.. Однако такое смещение акцентов отнюдь не умаляет легкости, задора и куража действа. По крайней мере, не должно умалять.
Кстати, куплетов и музыки в «Табакерке» недосчитались. Поэт Юрий сочинил в три раза больше стихов, чем режиссер Юрий Еремин оставил в спектакле. Но раз они уже написаны, можно в любой момент вернуть, было бы желание всерьез освоить жанр.
Пока спектакль выглядит незатейливо, но мило. Ведь иной раз так хочется отдохнуть от серьезного, пусть и очень талантливого театра. Вместо катарсиса — от души посмеяться. Чтобы морщинки не на лбу — от глубоких раздумий, а лучиками вокруг глаз — от искреннего смеха. Просто для разнообразия.
Попытка сдуть пыль с Господина Водевиля в «Табакерке» вышла робкой. Но на то и первый опыт. Сейчас, спустя почти два века после рождения жанра, водевиль — снова театральная терра инкогнита. Решится ли кто-то сегодня набить руку на водевилях — сомнительно. И все-таки — если они снова ставятся, а зрители ходят, значит, это кому-нибудь нужно.