21.09.2017
Жюри пришлось трудно: черноморец дебютировал в качестве конкурсного смотра. Нешуточным испытанием стала сильная и разнообразная программа, сформированная киноведом Кириллом Разлоговым. Согласно мнению игровой и документальной коллегий, каждая картина была достойна награды. В итоге судейская бригада, возглавляемая британским режиссером Гаретом Джонсом и французским документалистом Патриком Казалем, оказалась единодушна.
Гран-при «за проникновенность и драматизм» получила греко-болгарско-французская мелодрама о русской эмигрантской семье «Сын Софии» Элины Псикоу. Лучшим режиссером назвали французского авангардиста Альберта Серра — автора исторической фрески «Смерть Людовика XIV». «Самым страстным актерским дуэтом» стал тандем Виктории Исаковой и Инги Оболдиной в дебютном полном метре Кирилла Плетнева «Жги!», а «самой интригующей историей» признали «Турецкое седло» Юсупа Разыкова, удостоенного Спецприза жюри. Не менее интригующим оказался итог ристалища неигровиков и фильм открытия ЯМКФ «Салют-7» Клима Шипенко.
Начиная фестиваль, вдохновитель «Евразийского моста» Никита МИХАЛКОВ выступил перед участниками и гостями фестиваля, заполнившими киноконцертный зал «Юбилейный»:
— Время — сестра таланта, оно покажет, насколько справедливы слова: «Крым — наш!» Понимаю, сейчас многим трудно, то, о чем мечталось три года назад, осуществляется медленно, но убежден: какие бы испытания ни подстерегали крымчан, дороги назад нет. И наши зарубежные гости точно знают: приезжать на «Евразийский мост» — нужно. Ведь Ялта — Мекка российского кино, здесь был снят и представлен императору Николаю II первый отечественный фильм «Оборона Севастополя». И сегодня важно, чтобы все ощутили: сердце мирового кино бьется здесь.
Отвечая на вопросы журналистов, председатель Союза кинематографистов порадовал крымчан планами возрождения Ялтинской киностудии:
— Мы готовы представить правительству все документы — идеи, решения и расчеты. Ялтинская студия — федеральный проект, важный в масштабах страны комплекс, который должен работать безостановочно, круглосуточно. Режиссер должен приезжать сюда со сценарием и сменой белья, зная, что здесь его встретит первоклассный персонал. Нужны только нормальные модульные декорации без замаха на архитектурное первородство и современное оборудование. Важно создать кинопроизводственную площадку, на которой одновременно будет сниматься до семидесяти картин, как делается на чешской студии «Баррандов».
Крым — клад для любого кинематографиста: триста солнечных дней, невероятное количество природных локаций в шаговой доступности, с поразительной атмосферой. Я обязуюсь снять картину на возрожденной Ялтинской студии.
На церемонии закрытия Никита Сергеевич коснулся трудной судьбы русского Крыма:
— Здесь играли Чехова, когда он был еще жив, выступал Станиславский, гуляла Дама с собачкой. Здесь была прекрасная жизнь, грело солнце, шли дожди, дул ветер, пришла революция, затем война, а в 1954 году кто-то переложил эту землю из одного кармана в другой. Затем случилось нечто совсем безобразное: Чехов, театр, солнце, дождь оказались на чужой стороне — в другой стране. Представьте, что бы было, если бы ужас, разлившийся по Украине, достиг этой земли, никогда не хотевшей считать себя чужой. Какой кровью мы бы расплатились за легкомыслие тех, кому упала в руки страна более двадцати лет назад... Сейчас чеховская память, и Бунин, и театр, и дождь, и солнце опять стали российскими. Это ощущается здесь и сейчас на нашем Ялтинском фестивале. Не смотрите, что он пока маленький. Когда российский фестиваль приглашает друзей из ближнего и дальнего зарубежья, чтобы продемонстрировать свое искусство, — это знаковая вещь, еще один кирпичик в восстановлении Крыма. А когда заработает Ялтинская студия, на этой сцене будет гораздо больше картин, призов и гостей.
В ходе ялтинских мероприятий «Культура» пообщалась с организаторами и участниками смотра — программным директором ЯМКФ Кириллом Разлоговым, лауреатом премии «За лучший дебют» режиссером Дмитрием Киселевым и документалистом Андреем Осиповым, решавшим судьбу неигровых картин.
Программный директор ЯМКФ Кирилл РАЗЛОГОВ наметил путевую карту черноморского смотра:
— Нам удалось собрать сильную международную программу из картин, имеющих богатую фестивальную историю. Каждый смотр мечтает открывать новые горизонты, имена, направления киноискусства, далеко не всем это удается. Надеюсь, история работает на «Евразийский мост» — новое пространство диалога кинематографистов Запада и Востока. Пока число фильмов, представленных за пять дней, невелико (всего 25 ялтинских премьер), но, развивая инфраструктуру, мы сможем увеличить число зрителей и участников, приблизившись к уровню фестивалей «А-класса». Большие надежды связаны у нас и с возрождением Ялтинской студии.
Известный документалист Андрей ОСИПОВ приоткрыл «Культуре» секреты судейства и рассказал о критериях профессиональной оценки:
— Фестивальным дипломом отметили светлый «Плацкарт» Родиона Исмаилова. Его герои — обычные пассажиры спальных вагонов — составили панораму характеров, дающих личные ответы на трудный вопрос: почему до сих пор мы живем прошлым, не решаясь заглянуть в глаза будущему.
Спецприз вручили итало-французскому «Экзорцизму» Федерики ди Джакомо. Очень ответственная работа — автор не дает оценки происходящему, а осторожно фиксирует реальность соприкосновения священников с инфернальным миром. Картина удерживает внимание своей подлинностью, — это фильм-размышление. Главный приз отдали документальному исследованию Рахула Джейна «Машины». Кино, снятое на индийской ситцевой фабрике, поднимает самую тревожную тему — автоматизм нищенского существования. Это честный, страшный, но полный сочувствия диалог со зрителем, без тени эпатажа и лукавства, с виртуозным изобразительным рядом.
Взгляд художника по определению субъективен, но в нем присутствует художественная логика. Первое, на что обращаешь внимание, — владение приемами мастерства, работа с композицией, изображением, звуком. Затем погружаешься в содержание высказывания, но и это не главное. Важнее то, что остается в памяти после просмотра, изменил ли тебя фильм на чувственном уровне, расшевелил, расширил границы соприкосновения с миром?
Известный документалист Сара Полли сказала: «Реальность — не то, что нас окружает, а то, во что мы верим». Настоящее искусство должно давать надежду, приподнимать человека над собой, раскрывать его невостребованный потенциал. Но первым этот путь должен одолеть автор, духовный опыт которого проявляет кинопленка.
Ялтинский фестиваль должен стать местом силы, неожиданных встреч и открытий как для зрителей, так и для кинематографистов.
Постановщик «Времени первых» Дмитрий КИСЕЛЕВ оценил работу коллег, представивших на открытии фестиваля космическую сагу «Салют-7» (широкая российская премьера намечена на 12 октября):
— Говоря обывательским языком, мы приблизились к Голливуду еще на один серьезный шаг. Никто теперь не может сказать: русские не умеют снимать кино о космосе. Восхищает работа со спецэффектами, смелость продюсерского решения — в отсутствие прецедентов угадать результат было невозможно. Но, понимая, что крутое кино нельзя сделать просто за деньги, команда работала на уникальный результат. Его суть не столько в спецэффектах, сколько в специфике актерской работы в невесомости. И эта сложная задача решена впечатляющим образом. Я немного знаю эту «кухню» — уникальный мастер Сергей Астахов придумал устройство, позволяющее снимать горизонтальные сцены на орбите без ухищрений монтажа, с минимальным участием компьютерщиков. Во «Времени первых» прием использовался для проникновения Леонова в узкий шлюз, но нам было проще — мы работали на открытой декорации, а здесь она герметична. Здорово, что в российском кино появляются истории, мотивирующие на принятие неожиданных решений и развитие съемочных технологий.
Космос — это прежде всего работа с регулярно возникающими внештатными ситуациями, и «Салют-7» дает сильный собирательный образ этой ежедневной борьбы за существование.
Фото на анонсе: Геннадий Авраменко