Петр. Просто Петр

Ирина АЛПАТОВА

13.04.2012

На столичных подмостках появился уже четвертый спектакль, поставленный по роману Достоевского «Бесы». К «Современнику», Театру на Малой Бронной и вахтанговцам примкнул Российский академический молодежный театр, представивший работу Александра Доронина «Шатов. Кириллов. Петр».

Если первые три спектакля представляют собой действа масштабные, протяженные, пытающиеся хоть как-то охватить весь объем романа, то постановка Доронина — спектакль камерный, сгущенный до одного сценически-сюжетного эпизода, связанного с убийством Шатова и самоубийством Кириллова.

Тут, конечно, требуется подготовленный зритель, потому что эпизоды, выхваченные из контекста, нужно попытаться мысленно все же увязать с романом в целом. Впрочем, в сценической версии Александра Доронина есть одна четко улавливаемая идея — показать, как умозрительно-политическая бесовщина затягивает в свои сети, подчиняет до полного паралича, калечит обычного человека. И рад бы он потом из этих сетей выбраться, да поздно, приговор подписан и обжалованию не подлежит.

Не случайно Верховенский-младший здесь Петр — и только. Один из сотен тысяч. Петр (Сергей Печенкин) и впрямь самый настоящий бес-провокатор. Самоуверенный велеречивый «кукловод», готовый, свершив свое черное дело, раствориться без следа на российских, а то и более дальних просторах. Таких «петров» сегодня встретишь немало в реальной жизни, где они рады искушать всех, жаждущих неведомых и невнятных «перемен», а потом пропасть, словно их и не было. Расхлебывать же будут другие…

Но режиссер с художником Юлией Пичугиной вовсе не намеревались адаптировать действие к нынешним реалиям, не предлагали и вариант «концертного исполнения». Здесь все традиционно, продуманно, но эмоционально. Вечный «достоевский» полумрак, холодное изогнутое пространство с ящиками-лежанками, похожими на гробы. Звук шагов, стук в дверь, музыкальные вкрапления из Ника Кейва не менее значимы, чем хрестоматийные фразы и монологи.

Персонажей пять, и все они молоды, равно как молоды представляющие их актеры РАМТа. Светлый, наивный, внезапно почувствовавший вкус к жизни благодаря возвращению жены Шатов (Алексей Янин). Беременная жена Марья Игнатьевна (Людмила Пивоварова), корчащаяся в родовых муках и одновременно прожектирующая устройство переплетной мастерской. Взрывной, нервный, неуравновешенный Кириллов (Андрей Сипин). Эпизодический Эркель (Дмитрий Бурукин), смотрящий в рот Верховенскому. И сам Петр, хорошо одетый и причесанный, почти холеный «мелкий бес», видящий в револьвере мгновенное решение всех проблем.

Актеры не примеряют маски, иронично дистанцируясь от своих персонажей, но честно пытаются прожить крошечный кусочек их жизни, две из которых закончатся на наших глазах. Подобного рода честный психологический театр сегодня большая редкость.

«Шатов. Кириллов. Петр» Российский академический молодежный театр 

Режиссер Александр Доронин 

Художник Юлия Пичугина 

В ролях: Алексей Янин, Андрей Сипин, Сергей Печенкин, Людмила Пивоварова, Дмитрий Бурукин