Дело за Малым

Виктория ПЕШКОВА

07.09.2016

Малый театр открыл 261-й сезон. Празднования по случаю недавней круглой даты завершены, однако самый желанный и долгожданный подарок — обновленную сцену в историческом здании на Театральной площади — виновникам торжества еще только предстоит получить. 

Реконструкция подходит к концу, строители трудятся в две смены по 12 часов, так что возвращение в родные стены не за горами и произойдет в преддверии Дня народного единства. Спасенный от разрушения старинный особняк, бережно восстановленные исторические интерьеры, обустроенные артистические гримерки и помещения многочисленных служб и цехов, современнейшие театральные технологии — таким предстанет легендарный Малый после ремонта, длившегося более четырех лет и обошедшегося в семь миллиардов рублей. 

По словам гендиректора театра Тамары Михайловой, устанавливать и отлаживать новое оборудование придется в рабочем порядке. Но это уже никого не пугает — и не такое переживали. Два сезона труппа играла в условиях, что называется, максимально приближенных к боевым: расползающийся по швам фундамент сначала укрепляли сваями (в количестве 3500 штук), а потом под них для большей устойчивости подводили бетонную плиту. Здание ведь сооружали в начале XIX века на топком берегу Неглинки и, хотя реку позднее убрали в трубу, местность от этого менее болотистой не стала. 

Общее настроение огромного коллектива (в Малом служит более семисот человек) выразил Юрий Соломин: «Когда откроется «старая» сцена, мы задышим по-другому». В честь возвращения домой театр даст гала-концерт, подготовка к которому идет полным ходом. Первой премьерой на обретших вторую жизнь подмостках будет «Король Лир» в постановке Антона Яковлева. Сын всенародно любимого актера Юрия Яковлева уже успел создать здесь спектакли «Почти все о любви» по пьесе Жана Кокто «Священные чудовища» с Ириной Муравьевой и «Село Степанчиково и его обитатели» по Достоевскому с Василием Бочкаревым в образе Фомы Опискина. И вот — обращение к английскому гению драматургии. В «Короле Лире» главную роль исполнит еще один премьер Малого — Борис Невзоров. По признанию артиста, для него это — подлинное счастье, ведь к Шекспиру можно идти всю жизнь и так ничего и не сыграть. 

В нынешнем сезоне Малый театр решил продолжить традицию «итальянцы ставят итальянцев». Режиссер Стефано де Лука, ученик прославленного Джорджо Стрелера, работающий в миланском театре «Пикколо», несколько лет назад «для разминки» поставил мало известных нашему зрителю «Влюбленных» Карло Гольдони, потом «выстрелил» совершенно нетипичной для труппы «Филуменой Мартурано» Эдуардо де Филиппо с неповторимым дуэтом Юрий Соломин — Ирина Муравьева. Теперь настал черед одной из самых знаменитых пьес итальянской комедии дель арте — «Слуга двух господ» того же Гольдони, где будет занята молодежь Малого. 

А ветераны под предводительством неутомимого худрука возьмутся за гоголевскую «Женитьбу», зато на «Талантах и поклонниках» в постановке Владимира Драгунова сойдутся и стар и млад. Надо отдать должное мудрости Юрия Соломина — в столь многолюдном коллективе очень сложно устроить так, чтобы интересная работа была у всех поколений. Кроме того, о новой встрече с труппой мечтает израильский режиссер, художественный руководитель театра «Габима» Илан Ронен, в начале 90-х создавший на подмостках Малого мольеровского «Мещанина во дворянстве». Пока название держится в тайне. Есть желание попробовать себя в режиссуре и у некоторых актеров — право выхода на зрителя получит самый удачный из экспериментов. 

Отдельная тема на сборе любой труппы — гастроли. В минувшем сезоне спектакли Малого театра смогли увидеть в Волгограде, Ельце и Ростове-на-Дону, Астрахани и Казани, Перми и Нижнем Новгороде. И везде — почти стопроцентное заполнение залов, прохладный прием коллективу оказали только Петербург и Сочи, что, в общем-то, не особо и удивляет. 

Невская Пальмира — город иного театрального канона, для питерцев Малый слишком академичен. А летняя российская столица — Мекка отдыха и развлечений, для нее репертуар Малого слишком серьезен.

В нынешнем сезоне пока запланированы Ставрополь, Севастополь и Симферополь, в зарубежном графике значится лишь Ташкент. С трибун разной высоты и престижности немало произносится пламенных речей о необходимости поддерживать Русский мир, расширять культурное влияние России за пределами постсоветского пространства, но в части, касающейся театрального наследия, дело продвигается со скрипом. Разумеется, гастроли — мероприятие весьма затратное, а времена сейчас непростые, но ведь репутация страны в глазах граждан других государств строится отнюдь не только политиками и акулами пера. Голос муз особенно важен как раз тогда, когда вовсю гремит канонада. Даже если пушки заряжают дипломаты, а не военные.