25.07.2016
Кино для Донского края — искусство культовое во всех отношениях. Здесь родились, выросли, учились, творили известные российские и советские писатели, двое из них — Михаил Шолохов и Александр Солженицын, юность которого прошла в Новочеркасске и Ростове-на-Дону, — лауреаты Нобелевской премии. По произведениям классиков отечественной литературы сняты сотни кинокартин, поставлены тысячи спектаклей. В донских театрах работали целые созвездия актеров, украсивших собой храмы Мельпомены.
Здешняя земля является, по сути, и колыбелью отечественного кино: она стала родиной основателя первой российской кинокомпании Александра Ханжонкова. Именно донской казак подарил стране «живые фотографии Люмьера». В Ростове-на-Дону ровно 110 лет назад он открыл представительство своей фирмы-киноателье «А. Ханжонков и К°», специализировавшейся на прокате в России зарубежных фильмов и создании собственных кинолент.
Покупали главным образом у тогдашних лидеров нового искусства — французов, а также у англичан, немцев, американцев. Прежний рынок был не чета нынешнему — фильмы продавались, как мануфактура, погонными метрами. Независимо от сюжета и актерского ансамбля. За метр просили 45–75 копеек. Интересно, что худшими по качеству «мануфактурами» считались как раз заокеанские. Современники писали об ужасном качестве американской продукции: проекционные киноаппараты скрипели при прокрутке, а ленты осыпались.
После революции, в 1924 году, у одной из негосударственных фирм — «Юго-восточного краевого издательства Госкинокомсомол» (сокращенно «Ювкинокомсомол») — отделение «Совкино» приобрело кинофабрику, ставшую основой будущей Ростовской студии кинохроники. С 1935-го здесь начались съемки первых звуковых десятиминутных киножурналов «Северный Кавказ», которые выходили с периодичностью три выпуска в месяц. Ежегодно также снимали по 10 документальных фильмов.
В послевоенное время Ростовская область стала местом настоящего паломничества для отечественной кинематографии. Здесь были сняты десятки художественных фильмов, завоевавших множество престижных кинопремий и ставших лидерами советского и российского проката. Только казачья тематика вылилась в целые киноэпопеи — несколько экранизаций «Тихого Дона», «Они сражались за Родину», «Хождение по мукам», «Цыган» (100-летие его автора, писателя Анатолия Калинина, отмечается в этом году). Стоит вспомнить также довоенных «Степана Разина», «Пугачева». Ряд картин вошел в золотой фонд отечественного кино — «На семи ветрах», «Из жизни начальника уголовного розыска», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Грачи», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Страх высоты». Сама донская столица с ее неординарным имиджем стала прототипом бандитского Тиходонска из «Антикиллера».
Свой режиссерский и актерский талант в донском краю раскрыли Юрий Завадский, Сергей Бондарчук, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Сергей Жигунов, Аристарх и Игорь Ливановы, Анна Самохина, Александр Кайдановский, Владислав Ветров, Елена Корикова и многие другие.
Снимать фильмы в провинции вообще и на Дону в частности стало доброй традицией, особенно теперь, когда продюсеры научились считать каждую копейку. В Ростовской области удобные условия для съемок: есть море, скалы, степи, леса. Здесь работает филиал ВГИКа, имеется сбалансированный актерский ансамбль нескольких театров, да и власти относятся к киноиндустрии очень доброжелательно — всегда готовы помочь. В прошлом году из 12 созданных в России сериалов только один был произведен в Москве. Стало быть, киношники ищут для съемок нестоличные города. Таковым как раз может стать Ростов-на-Дону, располагающий необходимой инфраструктурой.
— Сегодня только три города в России имеют собственное лицо, — считает актер и продюсер Сергей Багиров (сериалы «Смерть шпионам», «Смотрящий вниз», «Общага», «Черная река»). — Это Москва, Санкт-Петербург и Ростов — в силу своего местного колорита, ментальности, особого говора, культуры. В Ростове есть все, что требуется для съемок: ресурсная база, локация и собственные актеры.
Ему вторит культовый итальянский коллега Уго Туччи («Арс Аманди, или Искусство любви», «О, женщины!», «Последняя акула», «Маньяк и крутой полицейский»):
— Это лучшее, что можно сделать, — провести фестиваль в Ростове. Ваш Дон в Европе хорошо знают, это прекрасная популяризация и города, и кино. А еще — возможность привлечь молодежь к просмотру фильмов о спорте.
Тренд на формирование на Дону собственной киноиндустрии подхватили местные власти.
— Год российского кино, объявленный президентом страны в 2015-м, — особое событие для Ростовской области, — сказал губернатор региона Василий Голубев. — На Дону любят кинематограф, да и настоящее, красивое искусство в целом. Оно вселяет уверенность, дает силы жить, двигаться вперед. Это также хорошая возможность для Ростовской области рассказать о талантах, которыми она богата. О них должны знать не только в регионе, но и во всей России и в мире.
Василий Голубев поставил задачу сделать туризм точкой притяжения местной экономики. Предстоящий форум — яркий праздник и стимул для развития. Предыдущий, первый Международный фестиваль искусств Bridge of Arts, проходил в донской столице, Азове и Таганроге в августе прошлого года. По итогам Национальной премии Russian Event Awards он был удостоен «серебра» в номинации «Лучшее событие в области культуры». «Золото» в этой номинации, кстати, тоже получили дончане — за Всероссийский литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна».
Организаторы нынешнего смотра мотивационного кино рассчитывают, что и на этот раз в донскую столицу съедутся звезды мирового экрана и первые лица отечественной киноиндустрии. Уже сегодня об участии в форуме заявили легендарный режиссер, актер, музыкант Эмир Кустурица (Сербия), актер и режиссер Микеле Плачидо (Италия), актер Марк Дакаскос (США), актер, кинорежиссер и мастер боевых искусств Дольф Лундгрен…
По сути, ростовский кинофестиваль должен не просто стать культурным событием года для региона, но и определить его место в череде подобных явлений на десятилетие вперед.