Большие надежды

Елена ФЕДОРЕНКО

16.06.2016

Школьные годы для выпускников Московской государственной академии хореографии завершились концертом на Исторической сцене Большого театра.

Академия подготовила масштабный трехчастный вечер. Экзамен держали старшеклассники, но в концерте участвовали и учащиеся младшей и средней школы, так что впечатление об уровне московского хореографического образования сложилось полное и внушает надежду. Балетное будущее представили в двух одноактных спектаклях и концертном отделении. 

«Времена года» на музыку Александра Глазунова можно отнести к разряду премьер, хотя опус уже встречался со зрителями на юбилее маэстро Геннадия Рождественского. Осуществил постановку Джон Ноймайер, начисто отбросив исторический сценарий времен императорских театров, согласно которому писал композитор. На заре ХХ века замысел представлялся как оммаж барочной пышности «старинной балетной аллегории». 

Хореограф построил фабулу на любимой (в последнее время — особенно) теме странствий и укрепил верой в то, что мир спасет дружба. Не абстрактная, а та, что связывает конкретных персонажей: Девочку, заблудившуюся в лесу, Клоуна, потерявшего цирковую труппу, и Спортсмена, отчаявшегося найти место для тренировок. Вместе они отправляются в путешествие по временам года, от зимы — к осени. В спектакле заняты полторы сотни учеников, и каждому подарена роль, пускай и крохотная — цветок или бабочка, птичка или пчелка, колючка или лошадка. «Главная идея состоит в том, — говорит Ноймайер, — чтобы продемонстрировать не только технические, но и артистические возможности всех воспитанников школы. Дать ее портрет в целом».

«Времена года», вероятно, не лучший и не идеальный формат для выпускного концерта, поскольку почти готовых артистов трудно вычленить в веренице массовых танцев. Но не показывать такой балет регулярно — расточительство. Все равно что зарыть результаты труда в песок и заодно вписать еще одну страницу в нерадостную летопись сочинения, постановки которого всегда быстро исчезали со сцены. Работа педагогами во главе с ректором академии профессором Мариной Леоновой проделана титаническая: выучить с каждым неоперившимся лицедеем порядок движений, встроить партию в общую быстро меняющуюся композицию, не упростив притом актерских задач. Ученики танцевали с особым трепетом, хотя подчас слишком дисциплинированно, что несколько затушевывало и волшебную нежность, и лукавое веселье, надобные балету. Цирковые сцены, олицетворяющие щедрую осень, с клоунами, дрессированными лошадками, штангистами, фокусниками, масками ярмарочных представлений давались более раскрепощенно и радостно. 

В дивертисменте второго действия руководители академии попытались отойти от привычной схемы: классика старинная, советское наследие и современные опусы нередко превращают отчетные концерты школ в плацдарм для знакомых па-де-де и вариаций. И то, и другое, конечно, присутствовало, но нестандартного оказалось больше. Массовые танцы и номера, поставленные для решения учебных задач, смотрелись с интересом. Кульминацией стал фрагмент из спектакля «Миллионы Арлекина» («отреставрировал» для академии подзабытый балет Мариуса Петипа опытный знаток старины Юрий Бурлака). Ловкую театральную игру с бисерной точностью мелких движений шесть пар и солисты Ирина Аверина и Дмитрий Выскубенко преподносят как хрупкую хореографическую виньетку. 

Еще одной вершиной дивертисмента стало па-де-де из «Щелкунчика», исполненное Ольгой Ладиной — балериной хорошего вкуса и музыкальности (выпускница запомнилась в роли цирковой примадонны во «Временах года») и артистом Большого театра Давидом Мотта Соарес — бразильцем с легким прыжком и уверенным вращением, стремительно осваивающим ведущий репертуар. Дуэт, знакомый до нюансов, прозвучал как новый и запомнился благородными манерами.

Туманным миражом предстала Жизель Анастасии Страховой. Отменной выучкой отличалось уцелевшее па-де-труа «Океан и Жемчужины» из балета Александра Горского «Конек-Горбунок». Пятиклассницы Елизавета Кокорева и Полина Афанасьева вместе со студентом предвыпускного класса Марком Чино разыграли любовную ситуацию с милым кокетством детей, копирующих отношения взрослых.

Завершал долгий вечер балет «Джульетта» на музыку увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» Чайковского. Транскрипцию великого симфонического произведения исполнили пианистка Галина Петрова и скрипач Максим Федотов. Юноши в комбинезонах двух цветов (две семьи, два клана не допустят счастья героев, оно невозможно — не только по Шекспиру, но и по трагической партитуре Чайковского) создают образ мира довольно равнодушного и временами враждебного. 

По воле хореографа Лучано Каннито (итальянец много ставит для школы Римской оперы) каждый артист из мужского ансамбля на краткий миг предстает одним из героев пьесы, а потом вновь растворяется в безликой массе. Ирина Аверина и Дмитрий Выскубенко сменили кукольные страсти «Арлекинады» на романтический трепет и роковое отчаяние веронских любовников, продемонстрировав широкий актерский диапазон. Незамысловатый балет получился не дайджестом известной истории давних времен, а вполне живым и увлекательным рассказом о глубоких чувствах.