18.06.2015
В Основном конкурсе за «Золотого Георгия» поборются двенадцать фильмов, в том числе три отечественные картины — российско-германо-британская ретродрама Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», жесткая социальная драма Андрея Прошкина «Орлеан» и эффектная, полуигровая-полуанимационная притча Ирины Евтеевой «Арвентур».
Среди работ их коллег из девяти стран доминируют проблемные молодежные ленты. Больше всего интригуют дебютанты — мелодрама Раны Салем о переезжающих из Бейрута в горную деревушку молодоженах («Дорога») и портрет испанских подростков-карманников Сое Берриатуры «Герои зла».
Драма «Анклав» Горана Радовановича расскажет историю выживания сербского мальчишки в Косово, а байопик опытного финского режиссера Йорна Доннера «Арми жива!» — о тернистом жизненном пути основательницы дизайнерской компании «Маримекко».
Куда больше сюрпризов сулит Конкурс документального кино. Захватывающий вестерн «Земля картелей» Мэттью Хейнемана посвящен борьбе добровольческих североамериканских и мексиканских отрядов с распоясавшимися наркоторговцами. «Ночной кошмар» Родни Ашера — исследование сонного паралича — невротического расстройства, воспетого Уэсом Крэйвеном в «Кошмаре на улице Вязов». Известный датский документалист Майкл Мэдсен представит завораживающую версию первого контакта землян с инопланетным разумом («Пришествие»). Один из популярнейших в мире фотографов, оскароносец Луи Сайхойос разоблачит торговцев экзотическими животными в драме «Гонка на вымирание». Российский участник Елена Ласкари познакомит с художниками, занимающимися поточным производством картин («Ларисина артель»).
Фильмом открытия смотра станет «Тотем волка» Жан-Жака Анно. На закрытии покажут любовную драму итальянского актера и режиссера Серджио Кастеллитто «Никто не спасется в одиночку».
Основные программы фестиваля пройдут в многозальном «Октябре», а Дом кино познакомит зрителей с новыми фильмами российских режиссеров. Итоги ММКФ будут подведены 26 июня.
О самых заметных премьерах 37-го ММКФ «Культуре» рассказали программный директор фестиваля Кирилл Разлогов, куратор документальных программ Григорий Либергал, автор ретроспективы, посвященной 70-летию Великой Победы, Евгений Марголит и куратор Медиа Форума Ольга Шишко.
Кирилл РАЗЛОГОВ:
— В этом году с нашим конкурсом разминулись основные мировые кинематографии, одна из причин — отказ приглашенных режиссеров представлять картины в Москве. Такое происходит впервые, видимо, все-таки сказываются санкции. Не вошедшие в основную программу фильмы — «Давайте втроем» Жерома Бонелла, «Хулиган» Кэта Кэндлера, экспериментальные картины из Германии, Швеции, Индии — будут представлены в отдельной фестивальной рубрике.
В рамках специальных показов состоятся премьеры «Дневника горничной» Бенуа Жако, «Вдали от обезумевшей толпы» Томаса Винтерберга, «Райских кущей» Александра Прошкина и российско-ирландской мелодрамы Джонни О’Райлли с ансамблем отечественных исполнителей «Москва никогда не спит».
Традиционные эстетские программы представят кинокритики Петр Шепотинник и Андрей Плахов. «Восемь с половиной фильмов» — коллекция наиболее заметных премьер, в том числе Венецианского, Берлинского и Роттердамского кинофестивалей: иранская трагикомедия «Такси» Джафара Панахи, артхаусный хоррор «Реальность» Квентина Дюпье и драматический фильм Владимира Хотиненко «Наследники». «Тропическая эйфория» предлагает совершить путешествие в глубь вьетнамских, индонезийских и таиландских джунглей, ее главные премьеры — «Рыцарь кубков» Терренса Малика и «В одиночестве» Жоанны Ломбарди.
Среди «Фильмов, которых здесь не было» не затеряются скандальные хиты международных смотров — «Наш запах» Ларри Кларка, «Клуб» Пабло Ларраина и «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя.
«Женский взрыв» — дайджест самых заметных работ лучшей половины человечества. Первую скрипку играют японские постановки — абсурдистская комедия Лисы Такебы «Паранормальная лаборатория Харуко» и завораживающая притча Наоми Кавасе «Ан».
В ряду национальных ретроспектив выделяется «Феномен курдского кино». Центральная картина — современная иракская лента «Воспоминания на камне».
Две ретроспективы посвящены вековым юбилеям турецкой и болгарской кинематографий. В первой увидим классические и современные ленты, в том числе «Кассир» Толги Карачелика и «Отчуждение» Нури Бильге Джейлана.
Болгарские кинематографисты покажут мелодрамы конца 70-х — «Бассейн» Бинки Желязковой, «Все — любовь» Борислава Шаралиева и крепкие современные драмы — «Урок» Петара Волчанова и Кристины Грозевой, а также номинированное на «Оскар»-2014 «Отчуждение» Милко Лазарова.
Китай представит программу «Киностудия «Сиань» и У Тяньмин» — продюсерские и режиссерские работы мастера, поднявшего волну фестивального кино Поднебесной в конце 80-х. «Экранный образ трагедии. К 100-летию геноцида армян» рассмотрит кровоточащую страницу истории сквозь художественную и документальную оптику. Аргентинское кино — панорама криминальных фильмов последних лет, таких, как остросюжетный детектив Натали Мета «Смерть в Буэнос-Айресе».
Также зрители ММКФ увидят картины Ульриха Зайдля (включая последнюю, документальную работу австрийского классика «В подвале»), Жан-Жака Анно, юбилейную ретроспективу культового немецкого режиссера 70-х «Вокруг Фассбиндера».
В рамках Российской программы пройдут премьеры фантастической фрески Алексея Федорченко «Ангелы революции», молодежной роуд-муви Александра Муратова «Достали!», хоррора Дмитрия Федорова «Ведьма» и семейной мелодрамы Андрея Соколова с Инной Чуриковой и Евгенией Симоновой «Память осени».
Ольга ШИШКО:
— Темами Медиа Форумов последних лет были видеоарт, мокьюментарный и нейротактильный кинематограф. Программу нынешнего смотра мы сформировали из звуковых видеоимпровизаций и назвали «Прогулки с трубадуром». С 21 по 26 июня пятый зал «Октября» превратится в выставку, которую можно созерцать, то открывая, то закрывая глаза, — буквально «щупать ушами».
Голландец Гвидо ван дер Верве предпринял музыкально-перформативный велотур из Варшавы, в которой покоится сердце Шопена, в Париж, где захоронено тело композитора («Номер 14») — полторы тысячи километров разделяются на главы церковными хорами, путешествие автора обретает параллельное измерение. Американский художник российского происхождения Антон Гинзбург облачается в зеркальные «доспехи» и — под минималистическую композицию — странствует по высохшему дну Аральского моря («Хождение по морю»)... Это не фильмы в формате «релаксации», а художественные исследования пограничной области между видимым и слышимым — порой дискомфортной, иногда парадоксальной, но, как оказывается, чувственной и романтичной.
Подобные междисциплинарные исследования довольно популярны в современном искусстве. Художники стремятся к самовыражению в контексте приемлемых зрителем коммуникаций — наглядно сокращают дистанцию между экспериментом и традицией, а главное — трогают сердца людей.
Критик Алексей Артамонов представит параллельную программу «Говорящее кино» в летнем кинотеатре «Музеон». В ее рамках будут показаны фильмы-эссе, эксперименты с закадровым текстом — работа 92-летнего основателя нью-йоркской синематеки Йонаса Мекаса «Кадры из жизни счастливого человека», «Рай» мэтра французского авангарда Алена Кавалье, хроникальный пазл Эрванта Джаникяна и Анджелы Риччи Лукки «Земля варваров».
Закрытие XVI Медиа Форума украсит видеовыставка работ молодых российских художников «Большие надежды».
Григорий ЛИБЕРГАЛ:
— Производство и прокат неигровых фильмов растет. Документалистика не просто становится мировой модой — на наших глазах она формирует новую медиасреду. Наглядная иллюстрация — парад московских смотров: с начала мая прошли «Зеленая чашка», «ДОКер», «Beat Film Festival» и «Эсперанса», и вот стартует ММКФ... К неигровому кино столичный фестиваль был неравнодушен с самого рождения — с 1959-го по 1989-й он проводил игровой, документальный и лучший в мире детский конкурс. Лишь семнадцать лет спустя мы с режиссером Сергеем Мирошниченко возобновили показы, становившиеся все более успешными. Поскольку на фестивалях «А-класса» документальное кино представлено фрагментарно, художники вновь потянулись в Москву и не разочаровались: за десять лет ни одна неигровая премьера не оценивалась зрительским голосованием ниже 80 процентов.
На 37-м ММКФ в документальном конкурсе участвуют семь работ, ретроспектива «Свободная мысль» представит еще двенадцать самых ярких картин 2014–2015 годов. Прежде всего, это «Citizenfour. Правда Сноудена» Лоры Пойтрас, завоевавшей более десятка престижных премий, включая «Оскар» и BAFTA. Новые фильмы Джошуа Оппенхаймера и Патрисио Гусмана в рекламе не нуждаются. Режиссер Чжоу Хау («Китайский мэр») раскроет образ творца экономического чуда, талантливого руководителя крупного шахтерского города, а дебютантка Анна Руссийон («Я — народ») расскажет историю египетского крестьянина, ставшего революционером.
Евгений МАРГОЛИТ:
— В ретроспективу «Сороковые, роковые...» вошли малоизвестные и забытые экранизации «лейтенантской прозы». Прежде всего камерные картины конца 50-х — начала 60-х. «Солдаты» Александра Иванова по сценарию Виктора Некрасова, «Двое в степи» Анатолия Эфроса по повести Эммануила Казакевича, «Пядь земли» — режиссерский дебют Андрея Смирнова и Бориса Яшина, вдохновленный одноименной вещью Григория Бакланова.
С 70-ми не сложилось: правообладатель запросил сумасшедшие деньги за ключевую картину ретроспективы — хуциевский «Был месяц май», а фильмы по романам Юрия Бондарева не вошли из-за хронометража. Зато мы представим сильные ленты начала 80-х: единственный фильм, снятый по астафьевскому сценарию, «Дважды рожденный» Аркадия Сиренко и драму «Я вас дождусь...» Якова Сегеля по автобиографической прозе режиссера.