Права имею

Петр НЕНАШЕВ

02.02.2018

Раз в десять лет всем водителям придется проходить переэкзаменовку — сдавать и теорию, и вождение. Новость взволновала российское общество, причем в ряде сообщений СМИ говорилось еще и о необходимости переподготовки в автошколах. Естественно, платной. Корреспондент «Культуры» проверил, с какими трудностями столкнутся те, кто решит честно сдать на права.

От 30 тысяч рублей — столько сегодня стоит обучение на категорию В, грузовики и автобусы (С и D) — 25 тысяч и выше, прицепы (Е) — от 20 тысяч, мотоциклы — дешевле. Но радоваться не стоит, заплатить придется больше.

Эпилептики с бумажкой

Первым испытанием для кошелька и нервов станет процесс получения медицинской справки. Бланк с уже проставленными печатями «годен» можно купить в любой автошколе, стоит эта «услуга» полторы-две тысячи рублей. Однако в психиатрический и наркологический диспансеры придется отправиться самостоятельно. В первом — пустынно, посетителей нет. Но печати «не состоит на учете» просто так, как раньше, не ставят. Требуется сделать электроэнцефалограмму (ЭЭГ) мозга, пройти собеседования с психологом и психиатром. Все — за деньги. ЭЭГ стоит около 900 рублей, две другие процедуры — примерно по 800.

ЭЭГ еще с весны 2017-го отменили для «любительских» категорий, то есть А и В. Но знают об этом далеко не во всех диспансерах. Кое-где о таких мелочах просто «забывают». Иными словами, без электроэнцефалограммы медики чаще всего отказываются ставить штамп.

Однако записаться на исследование мозга получится только на следующий месяц, в безлюдной государственной больнице, видимо, полный аншлаг. Зато в регистратуре вам тут же дадут визитку «дружественной» коммерческой клиники, где очередей нет. Правда, там дороже в полтора-два раза.

Полторы тысячи рублей — и ЭЭГ готова, дел-то на пять минут, ведь сажать вас на аппаратуру никто не будет. Зачем? — техника денег стоит. И все-таки вожделенную справку мне получить не удалось, так как документы финансовой отчетности контора выдавать отказалась.

«Какой чек? Да, принимаем деньги, и что? Нет у нас кассового аппарата, бланков «приходников» тоже нет. Не нравится — идите отсюда, без вас обойдемся», — бизнесмен в белом халате был категоричен.

Пришлось искать альтернативу. В солидной частной клинике ЭЭГ для ГАИ — не профильный бизнес. Зато все серьезно и по-настоящему: на голову надевают кучу датчиков, после получаса сидения в темноте начинает мерцать свет, потом снова тьма. Процедура занимает около часа, еще минут 15 — расшифровка показаний приборов. Солидно. Но меня тут же разочаровывают — толку от проведенного экспресс-теста ровно ноль.

«Считается, что это исследование выявляет людей, склонных к эпилепсии. А на самом деле при ЭЭГ изучается, если объяснять на пальцах, проводимость нейронов — как быстро между ними идет сигнал. И только. Для того, чтобы понять, эпилептик этот человек или нет, нужны более серьезные и длительные процедуры. В общем, проку от этой справки никакого», — объясняет врач-невролог медцентра «ЕвроМед А» Юлия Гаврилина.

Прием у психолога проходит еще более странно. Не глядя на меня, врач диспансера проверяет наличие квитанции, ставит свою подпись и выпроваживает из кабинета — «свободны». Психиатр повторяет «процедуру» с той же оперативностью, печать — в регистратуре. Итого минус три с лишним тысячи рублей.

В наркологическом диспансере «обследование» только одно. Около 800 рублей — и врач, снова не глядя, расписывается в том, что посетитель не алкоголик и не сидит на игле. Все — справка готова. В минусе — пять с лишним тысяч рублей и вся суббота.

Поэтому услуга вроде «все включено» — готовая медсправка, ее предлагают в большинстве автошкол — не слишком законная, но довольно рациональная инвестиция. В итоге вы платите на тысячу меньше и экономите сутки.

Теория и практика

Учебный класс автошколы, на стенах детальные плакаты родом из 60-х. На них изображены раритетные 130-е ЗИЛы и 52-е «газоны».

В прошлом остались и занятия по теории. Внутренний «экзамен» по этому предмету предусмотрен, всем его ставят «автоматом», хотя в билетах ГАИ есть немало сложных и полезных в жизни технических вопросов, которые лучше знать. Преподаватель в автошколе формально есть, но на месте его не оказалось — спрос отсутствует, поэтому инструктор занят более насущными делами.

Аудитория, впрочем, не пустует. За многочисленными компьютерами готовятся к экзамену в ГАИ те, у кого нет интернета. Половина — приезжие из Средней Азии, остальные — граждане Украины. Все мы — будущие водители автобусов и маршруток, учимся на D.

Анатолий — из Днепропетровска, ему уже далеко за пятьдесят, с 18 лет крутил баранку ЛиАЗа в родном городе, в активе — все возможные водительские категории. Но сегодня в «самостийной» жуткая безработица, а семью кормить надо. Поэтому приехал в столицу России, но с украинскими правами здесь работать нельзя.

«В прошлом году пересдавал на категорию С, пока работаю в московском ЖКХ. Получу D — пересяду на автобус. Все-таки это неправильно — под одну гребенку и опытных водителей, и начинающих. У нас многие хотели бы работать в России, да не у всех есть деньги на «переподготовку», — считает Анатолий.

Бесплатные компьютеры — это хорошо. Но не стоит расслабляться, готовьте еще 20–30 тысяч — столько вам обойдутся уроки вождения. Бензин-солярка стоят дорого, да и аппетиты автошкол растут.

На площадке — таджики и узбеки, водят они, мягко говоря, не самым лучшим образом. Транспортное средство, на котором проходят тренировки, — старенькая Toyota размером с пазик. Автобус на предпоследнем издыхании, двигатель нещадно дымит, но тянет, тормоза функционируют. Поехали!

Но не все так грустно, в автошколах встречаются и очень любопытные персонажи. После меня за руль самурая-ветерана садится прекрасная молодая женщина. Елена решила получить категорию D для того, чтобы прикупить собственный автобус — полноприводный ПАЗ. «В хлам» затюнингованный армейский внедорожный грузовик ГАЗ-66 (с дизелем Mercedes) у нее уже есть, а на базе отечественного сельского транспортного средства (хотя тоже с импортным мотором) она собирается строить дом на колесах — экспедиционный кемпер.

«Змейка», парковка задом в «карман», трогание с «ручника» в горку — стандартные упражнения, со времен СССР практически ничего не изменилось. Но даже если вы полностью уверены в своих силах, хотя бы пару часов занятий взять стоит. Сама площадка несколько трансформировалась, прежде всего в плане последовательности выполнения упражнений, да и делать их нужно сейчас на время. Стоит заметить, что гонять сломя голову никто не заставляет, и если неспешно ехать на оборотах холостого хода, с большим запасом уложитесь в две трети отведенного времени.

Вопрос — ответ

Так называемые выпускные экзамены в автошколах не проводятся, в означенную дату вам выдадут удостоверение об окончании курсов подготовки. Без него, увы, сегодня к экзаменам в ГАИ не допустят, сдать экстерном не получится — эту возможность ликвидировали еще в ноябре 2013 года. А в 2015-м отменили и организованные «походы за правами», когда автошкола отправляет документы и вся группа сдает вместе.

Еще одно нововведение — привязка сдачи экзаменов к прописке (регистрации). Поехать из столицы в Московскую область, где народу в МРЭО традиционно существенно меньше, вам никто не запретит. Однако после подачи документов придется подождать.

«Если у вас есть знакомые, запрос-ответ сделают за день-два, от силы три. В общем порядке письмо может идти и месяц, и два, и три, а то и полгода. Обычное, бумажное, нет здесь пока никаких высоких технологий. В общем, не советую бегать по другим ГАИ, идете в свою, по месту жительства», — объяснял нам капитан полиции Константин И.

Странная система... Как известно, поставить машину на учет теперь можно в любом МРЭО на территории РФ, хоть в Архангельске, хоть в Хабаровске, и где вы при этом зарегистрированы — неважно. Удобная и рациональная система. А вот со сдачей экзаменов все наоборот, хотя было точно так же. В неофициальных разговорах гаишники объясняют, откуда это взялось — пролоббировали автошколы. Те самые, которые сейчас выступили с инициативой о переэкзаменовке раз в 10 лет. Как дети лейтенанта Шмидта, они поделили всю страну на сферы влияния и прикрыли иногородним допуск в «чужие» ГАИ.

В целом ничего сложного в подаче документов нет. Если действовать через портал «Госуслуги», то бумаги у вас примут ровно в означенное время и тут же запишут в ближайшую группу на теоретический экзамен. Все, как раньше: сдаете ПДД и только после того, как это осилили, — вождение.

Занятия в классе автошколы не оказались напрасно потраченным временем, инструктора не врали — у них действительно «правильные» билеты. В интернете, к сожалению, нередко выложены устаревшие версии. Вопросов теперь двадцать, сделаете ошибку — получите пять дополнительных, и мне на них пришлось отвечать. Тем не менее сдал.

Что же о содержании, то, как говорят иногда в вузах, «это не нужно понимать, это нужно просто зазубрить». Билетов не так уж и много, при желании запомнить не трудно. Зачастую ответы противоречат друг другу, хотя таких «перлов», которые порой встречаются на ЕГЭ, нет.

Вымирающие пазики

В случае с категорией В дальше сложностей нет, будущим водителям грузовиков и фур (С и Е) сдать вождение — не проблема. Но начинающим байкерам придется ждать до весны, ведь закрытых манежей, где принимают вождение на категорию А, практически нет. А там, где они есть, ценник — для олигархов.

Сложнее всего тем, кто сдает на D — автобусы вечно сломаны. Пазики, которыми укомплектованы площадки ГАИ, имеют более чем преклонный возраст и соответственно постоянно неисправны. Их пытаются чинить, но это практически бесполезное занятие.

Ожидание экзамена по вождению затянулось более чем на полгода. Раза три назначали дату и время, потом перезванивали — чудо-пепелац снова приказал долго жить. Причем выяснилось, что похожая ситуация во всех столичных МРЭО, а очереди жаждущих получить категорию растут.

Наконец счастье мне улыбнулось — позвонила девушка и пригласила на экзамен, объяснив, что это уникальная попытка все-таки сдать вождение.

Как выяснилось, не обошлось без использования служебного положения в личных целях. Впрочем, в данном случае цели оказались, скорее, общественными — некий полковник, который решил открыть себе D, пригнал из воинской части армейский пазик. И для себя, и для всех нас.

Автобус был ржав до дыр, раздолбан, с разрегулированным карбюратором. Приставленный к технике солдат периодически заводил заглохший аппарат «кривым стартером» — аккумулятор на последнем издыхании. Но машина ехала, управлялась и тормозила.

Что самое приятное — «злые инспектора ГАИ» помогали, никого не «валили». Сначала каждому дали покататься на автобусе, привыкнуть к нему, пройти площадку. Потом начался экзамен. Периодически «чудо-рыдван» глох. Но капитан полиции сказал, чтобы мы не обращали на это внимание — он будет оценивать реальные навыки вождения, а не то, как мы справляемся с полуживым механизмом.

Первым сдавал сам полковник, он откатал на ура. Как оказалось, офицер собирался покупать большой внедорожник, а некоторые из них записаны как автобусы.

В общем, сдали все.

Мерчендайзеры да сисадмины

Поход за новым водительским удостоверением стал приятным сюрпризом. Всего полчаса ожидания, и у меня на руках «корочка» — могу водить автобус. Обычно государственные структуры принято критиковать за медлительность и консервативность, но работа дорожной полиции отторжения не вызвала ни у кого из тех, кто вместе со мной сдавал на права. ГИБДД сработала нормально, была бы еще у них новая техника. Увы, денег постоянно не хватает. Хоть люди не подкачали, инспектора порадовали внимательным отношением.

А вот все остальное — печально. Это касается и цен в автошколах, и медсправки, и привязки к регистрации. Многие сегодня работают в одном месте, живут — в другом, прописаны — в третьем. В этих случаях поход в инспекцию неизбежно выльется в сложнейший квест, сопряженный с необходимостью брать отгулы за свой счет и прочими трудностями.

Именно поэтому сами гаишники не верят, что инициатива о переэкзаменовке раз в десяток лет имеет какие-либо перспективы. Ведь подобное нововведение чревато социальным недовольством, а это никому не нужно.

Плохо другое. Из двух с лишним десятков тех, кто открывал категорию D, молодой человек лет двадцати пяти был вызывающе одинок. Еще один герой —  тридцати с небольшим, а всем остальным — под пятьдесят или больше.

«Не идут молодые люди в водители автобусов, не модно это, не хотят трудиться. Им бы все в интернетах сидеть — сисадминами все стремятся работать, кнопки нажимать на компьютере. А баранку крутить или масло в двигателе менять — это пусть приезжие делают», — ругался капитан полиции Константин И.

Проблема, которую он затронул, действительно масштабна. И дело тут не столько в деньгах, ведь в «Мосгортрансе» платят вполне достойно. В современном обществе отсутствует уважение к рабочему человеку, нет больше такой культуры. Если в Советском Союзе все знали, что «каждый труд почетен», то теперь идеалы изменились. Соответственно «вкалывать» считается чуть ли не позором, а водитель автобуса (грузовика, фуры, коммунальной уборочной машины, крана, трактора, экскаватора...) — не модная профессия.

Но как изменить ситуацию, пока непонятно. Соответствующей агитации не видно. В фойе одной частной школы мне попались плакаты, рекламирующие «правильные» профессии — мерчендайзер, стилист, финансист, косметолог. А кто нас будет возить на автобусах?

Можно подождать автопилотируемого транспорта, но тех, кому завтра ехать на работу и мерзнуть на остановке, фантастические перспективы вряд ли тронут.


Фото на анонсе: Александр Алпаткин/РИА Новости