Беспокойный удел

Михаил ТЮРЕНКОВ

26.01.2013

Накануне 27 января — дня святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (в православной традиции — первого удела Пресвятой Богородицы), в непростых российско-грузинских отношениях наконец произошло потепление. Во многом это оказалось связано с визитом в Россию Святейшего и блаженнейшего католикоса-патриарха всея Грузии Илии II, который осуществил не только церковную, но и важнейшую политическую миссию.

Увы, проблемы в отношениях России и Грузии уже давно носят не только политический характер. Еще со времен кровопролитной грузино-абхазской войны 1992-1993 годов и между нашими Церквами существует определенное напряжение. И вот почему. В результате тех страшных событий практически все грузинское население было вынуждено покинуть территорию отстоявшей свою независимость Абхазии. Духовенство не стало исключением. Понять православных абхазов, отказавшихся от окормления клириками Грузинской церкви, несложно — еще вчера эти люди благословляли грузин с оружием в руках «восстанавливать территориальную целостность Грузии».

В итоге Русская православная церковь командировала в Абхазию нескольких своих священников (в основном, абхазов), по сути взяв под свой омофор эту республику, хотя и формально продолжая признавать ее «канонической территорией» Грузинского патриархата. За прошедшие годы ситуация лишь усугубилась. Возникли внутренние противоречия среди абхазского духовенства, а некоторые клирики вообще вышли из иерархического подчинения кому бы то ни было. Разумеется, все это не могло положительно повлиять на отношения России и Грузии, и без того напряженные, особенно после августа 2008 года.

Отчасти все это напоминает послереволюционные события, когда в 1917-м не только Грузия устремилась к политической независимости от России, но и Грузинская православная церковь — на тот момент Грузинский экзархат Русской церкви — самочинно провозгласила автокефалию и избрала своего католикоса-патриарха. Да, эта древняя Церковь имела полное право на возрождение своей независимости, но сделано это было исключительно революционными методами, далекими от православных канонов. А потому вплоть до 1943 года Русская церковь не признавала Грузинскую, считая ее раскольничьей. Удивительно, но факт: только товарищ Сталин своим непосредственным участием смог восстановить братские отношения наших Церквей.

Сегодня ситуация во многом повторяется. Только теперь с противоположным знаком. Тогда московский политический лидер грузинского происхождения спас отношения двух Церквей, сегодня тбилисский духовный лидер, выпускник московских духовных школ католикос-патриарх Илия II восстанавливает политические отношения наших стран. И даже те немногие слова его встречи с президентом Владимиром Путиным, которые попали в официальную хронику, уже серьезно обнадеживают: «Хочу передать Вам большой привет от нашего нового премьер-министра. <...> Думаю, что те проблемы, которые существуют между нами, будут устранены, и мы по-прежнему будем братьями». А ведь известно — и этого не скрывает сам Святейший Илия II — что разговор с российским лидером у него шел и о визовом режиме и даже о торговле России и Грузии. Деталей переговоров, думается, мы не узнаем, но надеюсь, уже очень скоро сможем наблюдать на практике их итоги.

Конечно, то, что две братские православные страны, некогда части единой империи, сегодня лишены даже дипломатических отношений, напоминает страшный сон. Хотя, как известно, поток русских паломников к грузинским святыням в последнее время не только возрождается, но и усиливается. Конечно, всех политических вопросов на церковном уровне не решить (как и наоборот). Да, наверное, это и не нужно. Главное — то, к чему Церковь всегда стремилась — научиться слушать противоположную сторону. А через это умение, даст Бог, вернется и христианская любовь, без которой не разрешить ни российско-грузинских, ни грузино-абхазских, ни грузино-осетинских противоречий.