25.10.2018
На прошлой неделе была возобновлена монастырская жизнь в расположенном в нескольких километрах от Кириллова Ферапонтовом монастыре, который знаменит наиболее полно сохранившимися фресками легендарного иконописца Дионисия. 19 октября митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил там чин поставления иеромонаха Иосафа во игумена.
Охра едва тронула листву деревьев. От Сотворения мира шел 7010 год. Стены нового храма Рождества Богородицы подмастерья штукатурили в полумраке. Утром приходил мастер-иконописец. Тяжело забирался под самый купол, и пока стены были еще сырыми, выводил контуры основных фигур. Дальше наступал черед сыновей: они выписывали задник, одеяния, детали росписи. Завершал работу снова мастер.
Для небесной лазури краски привезли из Италии, именно там небо такое, как нужно было мастеру — высокое, прозрачное, невесомое. В отличие от свинцового северного свода.
Известно, что иконописец не взял за свой труд денег. Но в последний день не выдержал, поставил на работе «автограф». «Писци Деонисие Иконник съ своими чады о Владыко Христе все царю избави и Господи мук вечных», — против всех правил начертал мастер над входом в собор, который был расписан всего за 34 дня.
Жить дружно
Предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл посетил этим летом Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри.
На вологодской земле его очень ждали. «Это самый величественный и по размерам, и по состоянию крепостной стены, и по соборным постройкам монастырь. Ничего более грандиозного я не видел», — сказал Предстоятель в Кирилло-Белозерском монастыре. Порадовался патриарх и тому, как возрождается монашеская жизнь, как братия и прихожане сообща молятся в восстановленных храмах.
Многие надеялись узнать у высокого гостя, удастся ли мирно разграничить сферы влияния музея и монастыря, найдется ли компромиссное решение по дальнейшему совместному использованию его территории. «К этому надо стремиться, и это несомненно произойдет; другого пути просто не может быть... Я в это верю и буду молиться и работать для этого», — пообещал Святейший.
9 октября Министерство культуры провело совместное заседание рабочей группы по взаимодействию Русской православной церкви и музеев, а также аналогичных комиссий при Патриаршем совете по культуре и Союза музеев России. В центре внимания оказался не только Кирилло-Белозерский, но и Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Ростовский Кремль.
Заместитель министра культуры Алла Манилова подчеркнула, что есть много положительных примеров, когда отношения между Церковью и музеями строятся дипломатично и в то же время искренне. Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин отметил, что сегодня главная задача государства — выстроить конструктивный диалог между всеми заинтересованными сторонами. «Мне представляется правильным подумать о создании согласительных комиссий с тем, чтобы в течение полутора месяцев они бы подготовили проекты вариантов решений спорных вопросов. Сейчас главная задача — прийти к согласию», — сказал председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.
Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подытожил, что идет движение к идее создания общего меморандума по совместному использованию имущества музеями и Церковью.
Кирилло-Белозерский монастырь — бесценный памятник русской истории и культуры, место паломничества верующих, а также значимый пункт туристического маршрута для любителей старины со всего мира, несколько сотен тысяч человек посещают его ежегодно. Сейчас в обители живут двадцать монахов. Удастся ли совместить монастырскую жизнь и музейную деятельность? Такие попытки предпринимались еще в 90-х годах.
«Культуре» удалось разыскать Галину Иванову, бывшего директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
«В советские годы было вообще неважно, кто и кому подчиняется, — рассказала она. — Когда началась перестройка, мы вдруг стали никому не нужны, местная власть вообще заявила, что этот монастырь — заштатный районный музей. Нужно было срочно получить официальный статус. Тут как раз Ельцин подписал указ «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации», где есть пункт: «Правительство Российской Федерации обеспечивает правовые, финансовые и материальные условия, необходимые для сохранности, целостности и неотчуждаемости собраний, коллекций и фондов особо ценных объектов». Мне тогда удалось внести в этот перечень Кирилло-Белозерский музей-заповедник».
Но подтвердить этот статус власти разрешили только после согласования с тогдашним патриархом Алексием II. «Он дал его с тем условием, что часть объектов музея будет передана под действующий монастырь, — продолжает Иванова. — Я понимала: если откажусь, то все может погибнуть...» В безвозмездное пользование Церкви был передан Малый Ивановский монастырь.
На стыке интересов
Кирилло-Белозерский монастырь был основан в конце XIV века. Со временем он стал экономическим, культурным и духовным центром Русского Севера. В 1764 году указом Екатерины II у братии забрали большую часть территорий. Через 12 лет из прежней слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене устроили городскую тюрьму.
В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля Варсонофия, епископа Кирилловского. Но храмы пощадили. В 1924 году монастырь окончательно закрыли, а комплекс зданий превратили в музей.
В Кирилло-Белозерском музее нередко снимают кино. Недавно возвели декорации к фильму по роману Захара Прилепина «Обитель». «Используем их потом как пиломатериалы», — пообещал Михаил Шаромазов, нынешний руководитель музея-заповедника. — Съемки фильма большей частью проходили здесь».
Вопрос об отношении к идее митрополии о передаче монастырю части помещений музея заставил директора задуматься. «То, что сейчас называют проблемой взаимоотношений государства и Церкви, я считаю наследием атеизма, — объясняет Шаромазов. — Дело в том, что часть российского общества считает себя религиозной и воцерковленной, часть — наоборот. Музеи же оказались на стыке интересов двух этих групп. Поэтому нам так трудно. На самом деле я бы поставил вопрос иначе. Есть музей, который обеспечивает сохранение историко-архитектурного наследия, и есть Церковь — она отвечает за духовную составляющую жизни общества. Все, что нам требуется, — найти точки соприкосновения».
Где обитать святой братии?
Главный предмет обсуждения сегодня: где разместить монахов, которые живут в возрожденном Кирилло-Белозерском монастыре.
Внутри крепостных стен расположены 11 храмов, 14 башен, 13 жилых и хозяйственных строений. «Подождите, сейчас посчитаю, — продолжает Шаромазов. — Церковь во имя преподобного Кирилла Белозерского передана монастырю, церковь Сергия Радонежского с приделом Дионисия Глушицкого и церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кирилла Белозерского тоже за монастырем. Церковь Евфимия Великого — музейный объект. Возможно, после окончания реставрационных работ в ней разместится экспозиция. В церкви Архангела Гавриила с приделом Константина и Елены поставим иконостас».
Директор обводит глазами свой кабинет и говорит, что, скорее всего, именно его и передадут под жилье для монахов, вопрос почти решен. «Это бывшие священнические кельи. Сейчас здесь только администрация, — поясняет он. — Но мы найдем возможность разместиться где-то еще. Они хотели забрать Братский корпус. Он более приспособлен, но там находятся многие наши отделы, куда мы их денем?»
Сам директор готов переехать хоть завтра. Проблема в другом: в священнических кельях, помимо кабинетов администрации музея, до сих пор расположено еще и обычное жилье. Мирян поселили тут при Советской власти. Кому-то со временем дали квартиры в Кириллове, но кто-то остался...
По примерным подсчетам, для покупки городских квартир потребуется около шести миллионов рублей на пять семей. Но прежде нужно решить вопрос о расселении монастырской братии, вынужденной ютиться в одном из корпусов, который находится в плачевном состоянии. Ремонтом и реставрацией уже сто лет, с 1918 года, заведует государство. И дел еще невпроворот.
Свет Дионисия
В середине октября в Минске состоялось заседание Священного Синода, на котором было принято решение о возрождении Ферапонтова монастыря. Церковь настаивает, что в будущем монастырь должен быть жилым и живым. Но ученые и музейщики против того, чтобы проходили службы в соборе Рождества Богородицы, где находятся фрески Дионисия.
Творения великого иконописца действительно могут стать камнем преткновения. В течение 30 лет в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря по уникальной, специально разработанной методике велась практическая консервация стенописей и создание системы поддержания температурно-влажностного режима, обеспечивающего сохранность росписей. Сейчас здесь размещены установки, поддерживающие определенный микроклимат. Все ради них — выцветших ликов в ареоле итальянской лазури.
«Как-то в Ферапонтово приехали гости из-за границы, тоже православные священнослужители, — рассказал один из монахов. — Когда мы показали им фрески здешнего собора, знаете, что они ответили? Красивые, но мертвые, потому что обитель должна быть действующей».
Но на самом деле и Церковь, и музей хотят одного — чтобы не затихали шаги и голоса гостей, потому что без людей искусство ничего не стоит.
Проблема передачи Церкви памятников историко-культурного наследия — одна из самых сложных сегодня. Она требует взвешенного подхода и профессиональной дискуссии. «Культура» приглашает к обсуждению этой темы реставраторов, историков, специалистов по международному праву и представителей духовенства.
Игнатий, митрополит Вологодский и Кирилловский: «Не совсем правильно, когда каждое разрешение на богослужение Церковь вынуждена получать у музея»
культура: Как Вы считаете, удастся ли решить проблему сложных взаимоотношений Церкви и Кирилло-Белозерского музея-заповедника?
митр. Игнатий: Я считаю, что она несколько надуманна. Недавний визит комиссии Министерства культуры был связан с тем, чтобы на месте посмотреть те объекты, которые мы запросили для полноценного существования монастыря в Ферапонтове и расширения Кирилло-Белозерского монастыря. Также представители министерства хотели убедиться в том, удается ли выстроить диалог между епархией и музеем-заповедником.культура: Какие результаты были достигнуты?
митр. Игнатий: К началу будущего года планируется заключить соглашение, согласно которому некоторые помещения монастырь сможет использовать для своих нужд, при этом официально они по-прежнему будут числиться в ведении музея-заповедника. Также мы просим изыскать возможность использования Казенной палаты Ферапонтова монастыря, потому что сейчас монастырь вообще не имеет площадей для того, чтобы там протекала монашеская жизнь.Дополнительное соглашение определит возможность совершения молебнов в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы Трапезной палаты Кирилло-Белозерского монастыря, а в особо праздничные дни — и в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтове.
культура: Но ученые считают, что это может повредить гениальным фрескам.
митр. Игнатий: Разумеется, чтобы сохранить фрески, мы будем соблюдать все необходимые нормы, без ладана, без кадила, без свечей и, конечно, без наплыва людей.культура: Ферапонтов монастырь включен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, существуют жесткие правила его использования и сохранения.
митр. Игнатий: Я думаю, при соблюдении всех вышеперечисленных условий церковный молебен мало чем будет отличаться от экскурсий, которые здесь, между прочим, проходят постоянно. Но постараемся принять решение, которое удовлетворило бы все стороны.культура: В Ферапонтовом монастыре сейчас живут монахи?
митр. Игнатий: Четыре человека, но не именно там, а рядом. Пока нет возможности их разместить. Любой действующий монастырь должен иметь свои площади, административные помещения, кельи. Дальше, возможно, встанет вопрос о том, чтобы построить на территории деревянный жилой корпус, естественно, тоже по согласованию с ЮНЕСКО. Это не так просто, но осуществимо при обоюдном желании. Помещений для братии катастрофически не хватает и в Кирилло-Белозерском монастыре. Приходят послушники, остаются, проходят испытания, через какое-то время принимают постриг — им тоже нужно где-то жить.культура: Двадцать монахов — это много или мало?
митр. Игнатий: За последние несколько лет их количество почти утроилось. Я думаю, если бы нашлось, где всех разместить, монахов было бы еще больше. Мы запрашивали у музея священнические кельи, но де-юре их пока невозможно передать, так как там расположены обычные квартиры.культура: Может ли случиться так, что для туристов окажутся закрытыми те храмы и помещения, которые отойдут в пользование монастырю?
митр. Игнатий: Ни в коем случае. В посещении храмов и выставок все останется по-прежнему. Мы только за то, чтобы к нам приходили верующие, чтобы церкви не пустовали. Посещение монастыря, кстати, в отличие от входа в музей, для паломников совершенно бесплатно. Так что если кто-то считает, что монастырь хочет закрыться от людей, то это не так. Те экскурсии, которые проводятся сейчас, должны включить в себя и работающие храмы. Мы уже подняли этот вопрос с дирекцией музея, чтобы адаптировать существующие программы в соответствии с изменениями, которые происходят в монастыре.
Фото на анонсе: Сергей Пятаков/РИА Новости