Олег Доброчеев: «Создавать атмосферу — то же, что управлять автомобилем»

Алексей КОЛЕНСКИЙ

29.07.2014

Ведущий научный сотрудник Курчатовского института и ведущий эксперт Минэкономразвития познакомил студентов со своей «теорией турбулентной атмосферы», созвучной идеям Никиты Михалкова.

— Что такое творческая атмосфера? Михалков говорит: «Это воздух, запах, температура, закат солнца. То, что было вчера и десять минут назад, и через десять минут, или через день. И нет ничего, что можно пропустить — воздух свободы отзовется в творчестве».

Как же определить явление в целом? Через понятие «среды», в которой происходит сборка независимых элементов, начинающих жить собственной жизнью. Так картина собирается из отдельных мазков, футбольная команда — из игроков, говорящий радиоприемник — из немых деталей, фотография — из луча света. В творческой среде рождаются идеи и произведения, артисты и пароходы (считал Маяковский), и дети... Но прежде всего — атмосфера, которую создают художники, управляющие коллективом, личностью, зрительным залом. Создавать атмосферу — то же, что управлять автомобилем. Нужно знать: руль, тормоз, газ; когда и с какой скоростью нажимать на педали; понимать принципы движения, владеть навыком вождения в кризисных ситуациях. На подобном опыте основываются принципы кино Михалкова:  

1. Мысль автора картины доходит до зрителя через ее атмосферу.

2. Атмосфера картины задает ее музыку, а та — в свою очередь — идею, сюжеты, сцены.

3. Атмосфера подчиняется точным законам гармонии и пропорций. 

4. Она формируется окружающими условиями и всеми участниками процесса работы над фильмом — начиная с технических работников съемочной площадки и заканчивая зрителем и обществом, в котором он живет.

5. Самоорганизация картины происходит естественным образом — когда творческий хаос достигает некоторых рубежей.

6. Идеальным артистом может быть лишь невесомое и бесцветное «нечто» — мотылек, который с легкостью способен колыхаться в непредсказуемых завихрениях судьбы.

7. Труппа — творческий ансамбль. Каждого артиста можно соотнести с музыкальным инструментом. 

8. Есть закон непредсказуемых мизансцен, тропинку движения в которых надо уметь нащупать на сцене.

Эти постулаты Михалкова вступают в противоречие с принципами классической физики, согласно которым действующие силы и условия полностью определяют состояние системы. Но наука не стоит на месте, и от классической физики мы перейдем к теории турбулентной атмосферы. Согласно ее принципам, поведение атмосферы определяется не действующими силами, а устойчивостью, которая формируется на границах. Динамика описывается не в точных координатах, а в флуктуациях (отклонениях) от одной точки бифуркации (изменения состояния) до другой. Атмосфера склонна к самоорганизации в устойчивый ансамбль волн, описываемый законами Парето, Колмогорова и их последователей. Согласно квантовой теории, без участия субъекта процесс мышления или движения не является завершенным. То же касается макропроцессов. На этом основываются социальные теории Кондратьева, Чижевского, Гумилева...

Смена вех человеческой жизни происходит по законам турбулентной цикличности — периоды детства, отрочества, юности, зрелости соотносятся друг с другом с коэффициентом два (например: 5, 10, 20, 40, 80 лет). Жизнь в искусстве также можно представить в виде волны со следующими фазами: 0 — драматическое начало волны, 1/8 — переход к планированию карьеры, 1/4 — первые достижения, начало внедрения технологических инноваций, 1/2 — достижение цели, коррекция стратегии, 3/4 — кризис карьерного роста, 7/8 — творческий пик, создание или освоение технологий, 1 — новые цели, ориентиры, окружение, новый цикл. 

Художнику необходим самоконтроль для творческой самореализации. Михалков говорит: великий актер — это сто штампов. Но, как правило, достаточно двух. Важно лишь вовремя заставить их работать на себя.